Скрябин Александр Николаевич

Одной из причин приезда многих знаменитых людей в Самару в конце XIX-начале XX вв. было посещение кумысолечебниц, специализировавшихся на лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой системы. Сюда приезжали лечиться: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А.М. Горький, С. Аксаков, В.И. Суриков и другие. Весной 1893 года приезжал к нам и Александр Николаевич Скрябин. Его направили на лечение из-за возобновившейся болезни левой руки, которую он «переиграл» летом 1981 года, что было большой трагедией для концертирующего пианиста.

О том, что после пребывания в Самаре композитор вышел из кризиса, можно судить по его записям, сделанным в дневнике в 1894 году: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». После прохождения кумысолечения в Самаре А. Скрябин продолжил свою концертную деятельность.

В 1908 году произошло важнейшее для творческой судьбы Скрябина событие - его знакомство со знаменитым дирижером и издателем Сергеем Кусевицким, который организовал оркестр из 75 музыкантов. Большое внимание в концертах этого оркестра уделялось пропаганде современного искусства. С. Кусевицкий был признан лучшим исполнителем и интерпретатором произведений А. Скрябина. Весной этого же года состоялось организованное С. Кусевицким большое концертное турне по городам Поволжья. Поездка имела огромный успех.

7 мая 1910 года в концертном зале театра-цирка «Олимп» состоялись гастроли симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого с участием Александра Скрябина.

Об этой концертной поездке можно судить по афишам и программкам, сохранившимся с тех времен. Афиши подробно сообщали репертуар: «7 мая 1910 г. в концертном зале театра «Олимп» Симфонический концерт под управлением Сергея Кусевицкого при участии А. Скрябина. Программа посвящена русским композиторам: Римский-Корсаков – «Шехеразада», симфоническая поэма. Скрябин – концерт для фортепиано с оркестром, ор. 20. – исполняет автор. Танеев – антракт к III действию оперы «Орестея», Чайковский – Пятая симфония. Начало концерта в восемь часов вечера».

По воспоминаниям современников, игра А. Скрябина отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации. К каждому билету прилагалась программа-аннотация (в оформлении художника Добужинского), где излагались тематические разборы, биографии композиторов и исполнителей с их портретами, приводились нотные примеры исполняемых произведений. Путешествие имело огромное «агитационное значение»: С. Кусевицкий знакомил российскую провинцию с талантливым русским композитором А.Н. Скрябиным.

« Назад