Ростропович Мстислав Леопольдович

      Наверное, ты уже слышал о великом музыканте, известном во всем мире – Мстиславе Ростроповиче. Этот выдающийся виолончелист, дирижер и пианист неоднократно приезжал в Куйбышев как солист-инструменталист. Наш город оказался единственным, где ему был оказан радушный приём во время его последнего перед отъездом из СССР драматического гастрольного турне по Волге с Галиной Вишневской в 1972 году. Чиновники других городов всячески препятствовали проведению концертов – заклеивали афиши, не пускали в печать статьи о гастролях, а если печатали, то не упоминали в этих статьях имен музыкантов.  Мстислав Леопольдович вспоминает: «Артисты оркестра по-музыкантски отомстили партийным боссам города: когда теплоход проплывал мимо Саратова, с его палубы звучала мелодия траурного марша Шопена. Сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой, но самом деле все это было очень тяжело. Кстати, именно в Куйбышеве я получил последнюю в моей жизни грамоту от партийных властей.»

      Приехав впервые после изгнания в Санкт-Петербург в качестве почётного гостя балетного конкурса Майи Плисецкой, он оставил в одном журналистском блокноте запись: «Эх, Самара-городок! Люблю тебя и жду встречи».

      Ростропович часто вспоминал о Самаре с большой теплотой: «Помню все, что связано с вашим городом, где довелось бывать неоднократно. К Самаре у меня отношение особое. В Куйбышеве я играл и с Проваторовым, чрезвычайно уважаемым мною музыкантом.»

      В канун своего 70-летия Ростропович дал единственный в Самаре концерт 7 сентября 1996 года. В этом концерте, которым открылся филармонический сезон, Ростропович сыграл виолончельный концерт Гайдна и «Вариации на тему рококо». Один маленький штрих: после утомительного перелета до Самары, проведенных в тот же день пресс-конференции и репетиции маэстро, покидая сцену, мимоходом произнес: «Ну все, пойду заниматься». С этого начинается и этим заканчивается каждый его день. На следующее утро уже в половине восьмого Ростропович снова занимался в филармонии, выкроив несколько часов перед отлетом из Самары.  

         В мае 1998 года Мстислав Ростропович вновь приехал Самару. Он собирался поставить оперу «Видения Иоанна Грозного» Слонимского и ему было необходимо провести «смотр» творческих сил коллектива. Только три раза накануне концерта коллектив собирался на совместные репетиции, но этого оказалось достаточно, чтобы необыкновенный талант, вдохновение и магия личности маэстро преобразили буквально каждого музыканта. Репетиции Ростроповича незабываемы. Каждый его жест, каждое короткое замечание полны огромной энергетики. Не пропуская ошибок, Ростропович немедленно реагирует на любую удачу, тут же подбадривает отличившегося музыканта. Для маэстро виолончелисты – «братья по смычку», весь оркестр – «дорогие коллеги».

         В одну из репетиционных пауз окруженный музыкантами Ростропович открыл один из своих «секретов»: «Нужно любить людей, и тогда все будет получаться. Всегда можно сделать лучше, чем это удается сегодня. К этому я и стремлюсь всю свою жизнь».

         Мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного» состоялась в феврале 1999 года. В опере труппа провинциального самарского театра продемонстрировала подлинно европейский исполнительский уровень.  После премьеры оперы Мстислав Ростропович говорил: «Я сделал эту оперу с любовью. Считаю, что это замечательное произведение. Те, кто участвовал в создании спектакля, вложили в работу весь свой талант».

         Летом 2004 года Мстислав Ростропович вновь побывал в Самаре. В нашем городе завершилось волжское турне, в продолжение которого жители Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани и Самары познакомились со стипендиатами Регионального общественного фонда Мстислава Ростроповича и Школы оперного пения Галины Вишневской.      

« Назад