Проваторов Г.П., Клементьев Г. Е., Щербаков М. А.

Если ты ходишь в филармонию на концерты с участием симфонического оркестра, то тебе известно, что оркестром управляет дирижер. Точнее несколько дирижеров. На одном концерте – один дирижер, на следующем концерте за пультом уже другой дирижер. Если ты часто посещаешь самарскую филармонию, то тебе хорошо известны эти дирижеры – Михаил Щербаков и Георгий Клементьев. В наши дни эти дирижеры управляют оркестром самарской филармонии. А вот с 1971 по 1981 год художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра тогда еще Куйбышевской филармонии был Геннадий Проваторов. Приехав тогда в наш закрытый провинциальный город известным музыкантом, Проваторов решился на исполнение таких сложнейших программ, как симфонические циклы Брукнера, Малера, Скрябина, Рахманинова, Стравинского. При нем в Куйбышеве прошли авторские концерты всех ведущих советских композиторов. Под его музыкальным руководством была подготовлена премьера балета Петра Чайковского «Щелкунчик» в Куйбышевском театре оперы и балета.

Геннадий Проваторов еще дважды – в 2001 и 2005 годах – приезжал в Самару. Особенно интересным стал концерт 2005 года, в котором provatorovпрозвучали пронизанный светом, романтически возвышенный Второй фортепианный концерт Шопена – солист лауреат международных конкурсов Вадим Руденко, и редко исполняемая масштабная, поразительная по внутренней мощи и философской глубине Вторая симфония Скрябина. Исполнительская манера Проваторова предстала обогащенной мудростью прожившего большую жизнь человека. Маэстро буквально священнодействовал за пультом, погружая слушателей в музыкальную стихию симфонии с ее эмоциональными взлетами, лирическими откровениями. Под управлением Проваторова как будто преобразился и оркестр. Звучание оркестра было сбалансированным, ощущался единый эмоциональный порыв музыкантов, объединенных мощным энергетическим полем, исходящим от маэстро.

Геннадию Проваторову предлагали выбрать один из оркестров для работы.  На его решение повлияло то, что в Куйбышеве был замечательный летний театр в парке над Волгой, где можно было проводить летние сезоны, не менее насыщенные, чем зимние. Для Геннадия Пантелеймоновича было важно, что в Куйбышеве большой интерес к симфонической музыке проявляли чиновники управления культуры.

В то время в Куйбышеве не было такого, как сейчас, замечательного филармонического зала. Долгие годы шла реконструкция филармонии, и основной нашей площадкой оставался Дом офицеров. Для Проваторова Куйбышев являлся «лабораторией» – и репертуарной, и методической, и психологической, и организационной. Симфонический оркестр филармонии не был столь квалифицированным, как сейчас, но он и тогда входил в пятерку лучших в стране. Как говорил Геннадий Проваторов: «Должен подчеркнуть, что сама по себе возможность реализовать то, о чем мечталось, что кипело во мне и рвалось наружу, совершенно по-особому окрасило мой куйбышевский период. Самый яркий эпизод этого периода, конечно же, исполнение Седьмой – «Ленинградской» – симфонии Шостаковича.

 

Михаил Щербаков с 1991 г. и по настоящее время является художественным руководителем и главным дирижером академического sherbakovсимфонического оркестра Самарской филармонии.

С первых же шагов своей творческой деятельности в Самаре маэстро Щербаков зарекомендовал себя как инициатор множества смелых идей. На его счету одиннадцать Международных музыкальных фестивалей, впервые прошедших в Самаре с участием молодых исполнителей из США, Латинской Америки и России (1991 - 1994 гг.), запись первой в истории оркестра пластинки с произведениями американских композиторов, а затем - компакт-дисков с русской и французской музыкой.

 Именно с дирижером М.Щербаковым симфонический оркестр впервые провел успешные гастроли в столичных концертных залах (с 1992 г. - одиннадцать оригинальных программ).

 Впервые в своей истории Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии во главе с дирижёром М.Щербаковым начал выезжать на зарубежные гастроли. Сначала в Тунис (1993 г.) и Пекин (1994 г.), затем последовали турне по городам Испании (1996, 2005, 2007 гг.), Германии (1997, 2005 гг.) и Бельгии (2005 г.). Летом 2007 г. с большим успехом прошли гастроли оркестра на Кавказских Минеральных Водах (Кисловодск, Ессентуки). М. Щербаков неоднократно гастролировал за рубежом: в Канаде (1989 г.), США, Германии (1996 г.), на Кубе (1997 г.), в Великобритании (2003, 2004 гг.), Сербии (2004 г.), Италии (2007 г.), Вьетнаме (2006 г.); дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и Государственным симфоническим оркестром России (Москва).

 Творческий диапазон дирижера очень широк – под его руководством в исполнении оркестра прозвучали почти все симфонии Л.Бетховена, И.Брамса, П.Чайковского, С.Рахманинова, А.Бородина, С.Прокофьева, Д.Шостаковича. Не остались без внимания Г.Малер, А.Брукнер, Р.Штраус, Р.Вагнер, К.Дебюсси, М.Равель – в общем, всё самое значительное из мирового симфонического репертуара.

 М. Щербаков также постоянно осуществляет с оркестром исполнение премьер современных отечественных композиторов, среди которых А. Петров, А. Эшпай, А.Бердюгин, В.Казенин, А.Чайковский, Э.Денисов, С.Слонимский, В.Биберган, М.Левянт и другие. В сезоне 1997-98 гг. вместе с самарским симфоническим оркестром исполнил цикл концертов «Портреты современных композиторов» с участием самих авторов (Т.Хренников, Р.Щедрин, С.Слонимский, А.Чайковский, А.Бердюгин), давших высокую оценку исполняемых под руководством М.Щербакова своих сочинений.

 Талант дирижера М.Щербакова самобытен и не вписывается в рамки традиционного провинциального исполнительства.

В 1992 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ», а в 2001 г. ещё более высокое звание «Народный артист РФ». В 1996 г. М. Щербакову была вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С 2004 года он является профессором Самарской академии искусства и культуры.

 В 2002 году оркестр под руководством М.Щербакова победил во Всероссийском радио-фестивале в номинации «За лучшее творческое прочтение сочинения» (в программе звучала Симфония № 2 С.Рахманинова). По итогам 2003 г. маэстро Щербаков стал Лауреатом в рейтинге Всероссийской газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижеры».

 

С августа 1990 года Георгий Клементьев – дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.

 klementevИндивидуальность дирижера Г. Клементьева проявляется, прежде всего, в его обращении к духовным традициям русской музыки. В репертуаре дирижера – все симфонии Бородина, Чайковского, Калинникова, Скрябина, сочинения Глинки, Римского-Корсакова, Глазунова, Аренского, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Шнитке. Большой интерес аудитории вызвали программы Клементьева: «Великий подвижник Земли русской Сергий Радонежский», «Княгиня Ольга», «Русь колокольная», «Отчалившая Русь», «Серафим Саровский».

Программы Г. Клементьева раскрывают важные стороны бытия и помогают слушателям пройти путь к духовному и душевному просветлению.

Г.Клементьев своей деятельностью вносит большой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Авторские программы дирижера и его коллег-музыкантов являются подлинно культурным просветительством. В настоящее время это пять циклов программ для школьников (Аб. №№5, 5А, 6, 7, 16), в которых волшебный мир музыки раскрывается через мир сказки, а дети знакомятся с культурой и искусством разных стран и народов. Признанием молодежной аудитории пользуются симфонические концерты для студентов – два интереснейших абонемента (№№ 8, 9), которые, синтезируя смежные виды искусств, предоставляют молодежи возможность развития личности.

   В 2006 г. Г. Клементьеву присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

 


« К списку