История музыкальной культуры Самары во время Великой Отечественной Войны

Дорогой мой друг! Наверное, ты не раз слышал слово «война». И знаешь, что каждый год 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Но, что же это за день? Почему мы до сих пор его чтим, помним? Понять это и легко и трудно одновременно. Война унесла с собой жизни миллионов людей, не пропустив практически ни одну семью. В твоей семье, скорей всего, тоже есть воевавшие люди. Поэтому, призываю тебя, относись с большим уважением к тем, благодаря кому мы сейчас живем – к бабушкам и дедушкам, к прадедам и прабабушкам.

А сейчас я предлагаю тебе окунуться в то далекое время и узнать, что же происходило в культуре нашего города в годы Великой Отечественной войны.

Период Великой Отечественной войны стал самой яркой страницей истории музыкальной культуры нашего города, как, впрочем, и всей страны. Было написано огромное количество песен и других музыкальных произведений, которые поднимали боевой дух народа – и воевавшего и находящегося в тылу.

Как написал в своей поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский:

         Кто сказал, что надо бросить

         Песню на войне?

         После боя сердце просит

         Музыки вдвойне!

И действительно, в войну, как никогда, нужны были творческие люди, потому что творчество хоть как-то помогало людям выжить.

Вот что сказал композитор А.В. Александров по поводу начавшейся войны: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие...»

И действительно, не только те, кто ушел на фронт, помогали своей стране. Люди, оставшиеся в тылу, прикладывали все усилия для победы. Артисты, композиторы, поэты – все творческие люди, которых специально не брали на фронт, посвятили себя, свое творчество людям, военным и работникам тыла, чтобы помочь им выжить, побороть врага, расслабиться в редкую минуту отдыха, не сойти с ума от напряжения, событий, потрясений; чтобы поддержать мужество и решительность защитников Отечества.

Наш город в годы войны был городом тыла, поэтому именно сюда были эвакуированы многие музыканты, артисты, композиторы. Сюда был эвакуирован и Большой театр.

Уровень культурной жизни города стал высок, как никогда. Кроме спектаклей Большого театра раз в неделю оркестр ГАБТ давал симфонические концерты, которыми дирижировали Мелик-Пашаев, Файер, Небольсин, Самосуд, Глиэр.

Активно работали здесь Д. Д. Шостакович, А. А. и Г. А. Крейн, Р. М. Глиэр, А. Н. Цфасман, А. А. Эйхенвальд, В. М. Юровский, Д. А. Толстой; музыковеды А. Коган, К. Щедрин (отец композитора Р. Щедрина), А. Оголевец и др.

Во время войны два Куйбышевских музыкальных театра – оперный и оперетты – были объединены в один театр оперы, балета и музыкальной комедии. За четыре военных года Куйбышевский театр подготовил 28 премьер.

В симфонических и сольных концертах выступали выдающиеся музыканты и коллективы. С концертами выступали Д. Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Эренбург. Центром этой бьющей ключом жизни была Куйбышевская филармония. Именно в годы войны она выросла и окрепла. Артисты филармонии трудились поистине самоотверженно, без выходных дней и отпусков, постоянно проводили ночные концерты в фонд обороны.

В суровые 1942-1943 годы в нашем городе организуется отделение Союза советских композиторов под предводительством Д. Д. Шостаковича. Союз устраивал так называемые «музыкальные среды» – творческие отчеты композиторов, прослушивание и обсуждение новых произведений, встречи с писателями, деятелями искусства.

После отъезда Шостаковича (в марте 1943 года) председателем Союза несколько месяцев был О. Оголевец, затем – А. Эйнхенвальд, а после окончания войны им стал С. И. Орлов. В состав Союза вошли куйбышевские композиторы: А. В. Фере, Л. В. Другов, В. Н. Денбский, М. Н. Тейх, А. Ю. Ожарко. В деятельности Союза участвовали: Н. Л. Михайлович (композитор драматического театра), Г. Ф. Фатеев (музыкальный редактор радио), П. М. Милославов (будущий основатель Волжского народного хора), М. Н. Тейх (виолончелист). Продолжались творческие отчеты куйбышевских композиторов. Так, в ноябре 1943 года на обсуждение были представлены произведения Эйнхенвальда, Орлова, Фрейденберга, Пейсина, Ожарко.

Одним из самых ярких событий того времени было исполнение в нашем городе Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Премьера, транслировавшаяся на всю страну, состоялась 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры им. В.В.Куйбышева. Она потрясла всех без исключения людей, потому что была очень актуальной в то страшное время.

В целом, за время войны куйбышевскими композиторами было написано около 600 музыкальных произведений малой формы, из них 300 на темы Великой Отечественной Войны. В дни войны в г. Куйбышеве были созданы и большие музыкальные произведения:

  1. Седьмая симфония Шостаковича.
  2. Патриотический спектакль «Табачный капитан» (музыка Эйнхенвальда).
  3. «Мадемуазель Фифи» - опера Глиэра.
  4. Балет «Алые паруса» - Юровского.
  5. Балет «Татьяна» - музыка Крейна.
  6. Народная опера «Ашказар» Эйхенвальда.
  7. Увертюра на тему Волжской песни для симфонического оркестра – Эйхенвальда.
  8. Фантазия на тему Волжской песни для симфонического оркестра – Лысенко.
  9. Фантазия на темы волжских песен для симфонического оркестра – Фере.
  10. Симфоническая поэма «Одесса» - Когана.
  11. Поэма «Партизаны» - Фрейденберга.
  12. Кантата «Русь» - Другова.

Мой дорогой друг! Мне бы хотелось напоследок сказать, что роль музыкального искусства нашего города в годы Великой Отечественной войны, как и во всей стране сложно переоценить. Музыка военных лет вся пронизана патриотическим духом, который в то нелегкое время был у каждого преданного своей Родине человека. Я хочу, чтобы ты понял, прочувствовал это и всегда, во что бы то ни стало, относился к своей Родине с преданностью и любовью.