К 70-летию Победы

Д.Д.Шостакович: Куйбышевские страницы

Д.Д.Шостакович жил и работал в нашем городе один год и пять месяцев.

Д.Д.Шостакович приехал в Куйбышев 22 октября 1941 г. со вторым эшелоном Большого театра, после страшных дней в блокадном Ленинграде, напряженной работы над Седьмой симфонией и нескольких попыток попасть на фронт.

Почти без вещей, без денег, с двумя маленькими детьми, удрученный пропажей чемоданчика с партитурой Седьмой симфонии, Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 81, что на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра. В куче утерянных вещей в Рузаевке отыскали чемоданчик с партитурой.

Вскоре Шостаковичу предоставили комнату в квартире №13 по улице Фрунзе,140. Постепенно преодолевалась угнетенность и растерянность первых дней на Куйбышевской земле. После неудачной попытки добровольцем уйти на фронт, взялся за работу над Седьмой симфонией.

Незаконченная «Ленинградская симфония» мучительно звала, притягивала все существо.

    

Симфония о войне и мире

Седьмая Ленинградская симфония была закончена 27 декабря 1941 г. А 5 марта она была исполнена оркестром Большого театра под управлением С.А.Самосуда.

Старожилы Самары помнят об этом событии, когда музыка воспринималась не только слухом… ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения 1 части всех била дрожь.

О первом впечатлении о симфонии написаны десятки статей и воспоминаний.

Писатель А.Н.Толстой (также живший в нашем городе во время войны): «В большом фойе между колонн расположился оркестр. За пультом – Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле – Шостакович, похожий на злого мальчика. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке.»

 

«Запасная столица»: Музыка и война

Никогда в период войн искусство не играло такой большой роли, как в годы Великой Отечественной. Исследователи отмечают особую тягу людей к искусству. А военные события и мощный патриотический порыв народа дали небывалый импульс к творчеству

Период Великой Отечественной войны – самый яркий и значительный в истории музыкальной культуры Самары – Куйбышев. Известно, что в годы войны Куйбышев превратился в столицу тыла. Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, иностранные посольства, учреждения культуры, был построен бункер Сталина, развернулась оборонная промышленность. Одновременно город стал культурным центром страны. Музыкальная жизнь здесь достигла небывалого размаха. Читая скупые строки архивных документов и периодическую печать того времени, поражаешься богатству и разнообразию, а главное, высочайшему уровню культурной жизни.  Невольно возникает картина непрерывного бурного потока художественных событий, как бы непрекращающихся концертов в госпиталях, клубах, театрах, концертных залах, воинских частях. Поражает тяга людей к музыкальному искусству. Документы тех лет свидетельствуют о переполненных залах, где звучала классическая музыка, о живейшем интересе к опере, даже ночные эстрадные концерты в фонд обороны давали полные сборы. Это после 10-12-ти часового  рабочего дня, при полуголодном режиме   и тревожных сводках Информбюро.

Во время войны в нашем городе работала большая группа видных деятелей культуры, писателей, художников, артистов, музыкантов. Среди них дирижеры – К.Кондрашин, Б.Хайкин, Н.Рахлин, С.Самосуд; известные хормейстеры А.Свешников, М.Купер, Д.Дмитриев; пианисты Л.Оборин, Э.Гилельс, Р.Томаркина, Г.Коган; скрипачи Д.Ойстрах, Л.Коган, Б.Гольштейн, Ю.Реентович, В.Жук; виолончелисты С.Кнушевицкий, В.Матковский; арфистка В.Дулова; певцы В.Барсова, М.Рейзин, И.Козловский, М.Шпиллер, М.Михайлов, А.Иванов, М.Максакова.

Существенный вклад в музыкальную культуру Куйбышевского края внесли работавшие здесь во время войны  композиторы Р.Глиэр, А.Цфасман, В.Юровский, А.Мосолов, братья Крейн, С.Чернецкий, Ю.Левитин, братья Покрасс.

  

Большой театр в Куйбышеве

Деятельность Большого театра ССР в военном Куйбышеве – богатейшая страница в истории его музыкальной культуры. С начала октября 1941 г. из Москвы тремя эшелонами в Куйбышев прибыли 500 артистов и сотрудников театра. Один год и девять месяцев без отпусков, почти без выходных, при неустроенном быте и с постоянной тревогой о родных и близких, известные всему миру певцы, артисты балета и оркестра, художники, режиссеры несли высокое искусство труженикам тыла, бойцам, отправлявшимся на фронт.  Спектакли шли при переполненном зале. Перед каждым спектаклем или концертом со сцены велись сообщения о событиях на фронте. Кроме спектаклей артисты театра дают ежедневные концерты в воинских частях, в госпиталях, на заводах, в школах города, летом в Струковском парке.

До конца июля 1943 г. Большой театр показал в нашем городе  9 оперных и 5 балетных премьер. Артисты театра дали более 500 концертов.

Большой театр оказал огромное влияние на развитие местных театров, в частности, Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии. Все четыре военных года наш театр работал на сцене филармонии, в городах и селах Куйбышевской области. Помимо спектаклей артисты театра давали концерты, одиннадцать раз выезжали на фронт. Газеты военных лет пестрят сообщениями о деятельности театра: о концертах, новых спектаклях, о заготовке дров театра его артистами, о выступлениях на фронте:

«В Куйбышев возвратилась бригада артистов театра оперы, балета и музыкальной комедии. Бригада сыграла 56 спектаклей музыкальной комедии «Аршин Мал-Алан» и дала ряд концертов. Командование объявило благодарность всему составу бригады»

  

Куйбышевская филармония фронту и тылу

Центром бьющей ключом концертной жизни была Куйбышевская филармония. Ее открытие состоялось незадолго до войны: 5 апреля 1940 года. Но именно в годы войны она выросла и окрепла. Коллектив филармонии, возглавляемый беспредельно преданным своему делу директором А. К. Щепалиным, с первых дней войны глубоко сознавал цель своей работы. Тогда, несмотря на трудности военного времени, значительно расширилась сеть творческих коллективов филармонии: открылись Передвижной оперный театр и студия эстрадного искусства, затем Театр эстрады и миниатюр, организованы хор русской песни, а потом – ансамбль песни и пляски; лекторий и передвижной кукольный театр, струнный квартет, симфонический ансамбль.

Анализируя и осмысливая работу Куйбышевской филармонии во время войны, невольно поражаешься ее размаху и тому энтузиазму, самоотверженности, с которым она велась. В мороз, в пургу, в любую погоду, на лошадях, артисты ездили по сельским районам области, давали концерты, помогали самодеятельности, беседовали о событиях на фронте, выпускали стенные газеты, разучивали песни.

С первых дней войны артисты уходили на фронт. В рядах Красной армии были дирижер оркестра О. Оленин, концертмейстер М. Тейх. Вместе с Красной армией дошли до Берлина куйбышевские артистки Наталья Снегирева и Вера Зенкевич, певшая у стен Рейхстага в День Победы «Ах, Самара-городок».

Одна за другой выезжали на фронт концертные бригады артистов филармонии. В Куйбышевском областном архиве есть документ за номером 187, данные которого могут обобщить работу в филармонии в 1941-1945 гг.: проведено 734 симфонических и 16856 эстрадных концертов, 466 концертов на селе, 1335 концертов на фронте, 10 артистов филармонии награждены медалями «За оборону Сталинграда».

 

Музыкальное образование в годы войны

В первые, самые тяжелые годы войны, в городе пришлось закрыть музыкальное училище и музыкальные школы. Функционировала только музыкальная школа № 1, в которую влились все музыкальные учебные заведения города. Кроме того, в школе учились дети, эвакуированные из музыкальных десятилеток Москвы, Ленинграда, Одессы, учились дети иностранных посольств. Директор школы Зинаида Ивановна Маевская – человек энергичный, в самых трудных условиях вела огромную организаторскую работу. При школе она открыла курсы для подростков и взрослых, как базу музыкального училища. В эти годы в школе обучалось 300 ребят и 100 человек взрослых по программе музыкального училища, работали 32 педагога. Хочется назвать имена замечательных преподавателей школы: А. Ф. Лаговскую, А. В. Фере, М. Н. Тейх, С. О. Орлова. Школа жила интенсивной жизнью. Пребывание в Куйбышеве больших мастеров музыкального искусства дало возможность педагогам школы установить с ними тесную связь. Консультантами школы были: Л. Оборин, Э. Гиллельс, Д. Шостакович, Н. Шпиллер, В. Барсова, И. Козловский, В. Кнушевицкий.

Валерия Владимировна Барсова, посетившая школу, опубликовала в местной печати теплый отзыв об этой встрече. Она подчеркнула, что «школа обладает крепким коллективом, способным воспитывать музыкальные кадры, так необходимые для советской музыкальной культуры». Д. Д. Шостакович присутствовал на экзаменах, дал путевку для дальнейшего образования некоторым ученикам. В 1996 году ДМШ № 1 стала школой имени Д. Д. Шостаковича.

Уже осенью 1942 года появилась возможность открытия второй музыкальной школы, а еще через год и музыкального училища.

 

О Родине, войне, героизме и любви: творчество куйбышевских композиторов

В книге «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы» значится: «За время войны куйбышевскими композиторами было написано около 600 музыкальных произведений малой формы, из них 300 на темы Великой Отечественной войны. В дни войны в г. Куйбышеве были созданы и большие музыкальные произведения:

         1.        Седьмая симфония Шостаковича

         2.        Патриотический спектакль «Табачный капитан» Эйхенвальда

         3.        «Мадемуазель Фифи» – опера Глиэра

         4.        Балет «Алые паруса» - Юровского

         5.        Балет «Татьяна» - музыка Крейна

         6.        Народная опера «Ашказар» Эйхенвальда

         7.        Увертюра на тему волжской песни – Эйхенвальда

         8.        Фантазия на темы волжской песни для оркестра – Лысенко

         9.        Фантазия на темы волжских песен для оркестра – Фере

      10.      Симфоническая поэма «Одесса» - Когана

      11.      Поэма «Партизаны» - Фрейденберга

      12.      Кантата «Русь» - Другова»

Конечно, далеко не все сочинения, написанные куйбышевскими композиторами во время войны, обозначены в этом документе. Многие так и остались неизданными и затерялись. Затерялись и многочисленные песни, которые писались С. Орловым, А. Пейсиным, А. Ожарко, С. Фрейденбергом, Л. Друговым.

  

Самарские музыканты-фронтовики

 

Чувашев Михаил Иванович (1909-1973)

Самарский фольклорист

 Невский Владислав Сергеевич (1914-1987)

Композитор, педагог, хормейстер

 Эйхенвальд Антон Александрович (1875-1952)

Композитор, дирижер, этнограф

 Нечаев Андрей Владимирович (1912-1942)

Пианист, педагог, дирижер

 Торкин Виктор Алексеевич (1918-2013)

Скрипач, хормейстер оркестра Оперного театра

 Шхинек Александр Наумович (1909-1989)

Пианист, педагог

 Куранов Николай Кузьмич (1917-1989)

Хормейстер, педагог

 

stend

« Назад