Историческая справка о Самарской культуре от истоков до наших дней

От истоков к веку XIX

 

О дате основания Самары в настоящее время ведутся споры. Официально это 1586 год, но некоторые ученые говорят о более раннем периоде. Документов, свидетельствующих о каких-либо проявлениях музыкальной культуры средневековой Самары, а также Самары XVII-XVIII вв. не сохранилось. Музыкальная жизнь Самары XIX века представлена весьма колоритно целым рядом документов: многочисленные газеты, журналы, афиши. В них прослеживается всё развитие музыкальной культуры и огромная тяга самарских жителей к искусству.

Особой любовью самарцев пользовался театр. Судя по документам, первые оперные спектакли состоялись в Самаре в 1860-е годы. Приезжими труппами ставились «Жизнь за царя» М. Глинки, «Аида», «Трубадур», «Травиата» и «Риголетто»  Дж.Верди, «Фауст» Ш.Гуно, «Рогнеда» А.Серова, «Демон» А.Рубинштейна, «Евгений Онегин» П.Чайковского. В 1860 г. в Самаре гастролировала труппа миланского театра «Ла Скала». Приезжала и французская оперетта, и Лондонская балетная труппа Верони Весть.

В этот период в Самаре оживленной была и концертная жизнь. Концерты известных пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов и, так называемых, вундеркиндов звучат в Самаре по 2-3 раза в неделю и неизменно пользуются успехом, вызывают горячие отклики в печати.

Во второй половине XIX века открываются различные общества, занимающиеся концертной деятельностью: 1858 г. – Филармоническое общество (основатель – преподаватель самарской гимназии Мате), в 1882 г. – Общество любителей музыкального и драматического искусства, в 1886 г. –Самарское хоровое общество. Музыкальные вечера, спектакли, концерты проходили в клубах и Благородном собрании (ул. Куйбышева 131), в Коммерческом клубе (ул. Куйбышева, 104).

Музыка занимала заметное место в учебных заведениях. В гимназиях и реальном училище (угол Успенской/Комсомольской и Казанской/Алексея Толстого) функционировали хоры, духовой и симфонический оркестры.

К концу XIX в. Самара стала крупным губернским городом с населением 90 тысяч жителей, с мужской и женской гимназиями, несколькими училищами и школами, публичной библиотекой, драмтеатром, открывшимся в 1888 г. (это здание и сейчас украшает архитектурный облик города). В 1882 и 1888 гг. открывались музыкальные школы, но просуществовали они недолго. Была попытка открытия шестиклассных музыкальных курсов, где бедным ученикам с выдающимися способностями уроки давались бесплатно.

 

На пути к расцвету

 

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось открытием отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) с музыкальными классами (1902 г.), грандиозного цирка «Олимп» (1907 г., ныне здание Филармонии) с регулярными концертами и музыкальными спектаклями. «Самарская газета» писала об открытии «Олимпа»: «Имеется собственный постоянный концертный оркестр. Роскошный буфет. Первоклассная кухня». В разное время в «Олимпе» гастролировали звезды первой величины – Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. Нежданова, В. Барсова, А. Пирогов.

В эти годы в Самаре работали известные композиторы: А Шатров (автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии»); И. Шварц, создавший популярные вальсы; О. Кнауб – композитор, пианист, нотоиздатель; И. Гинзбург – композитор, музыкальный критик.

К началу XX века на 143 тысячи жителей в Самаре функционировали: театр, музей, три кинематографа, публичная библиотека и три частных библиотеки-читальни.

В 1915 году открывается Народная консерватория при Пушкинском народном доме. Ее главная цель – не профессиональное образование, а просветительство. К сожалению, консерватория жила только за счет пожертвований и просуществовала недолго.

В музыкальной жизни 20-30-х годов особая роль выпала на долю кинотеатров. До рождения звукового кино фильмы сопровождались игрой пианиста-иллюстратора. При крупных кинотеатрах функционировали небольшие симфонические ансамбли и возник вопрос о необходимости создания концертного симфонического оркестра.

1 июля 1931 г. открывается Средневолжский краевой театр оперы и балета – первый в истории Самары оперный театр.

Огромную роль в музыкальной культуре города играл музыкальный техникум (впоследствии – училище). Здесь работали талантливые музыканты-педагоги, которые вели большую просветительскую работу и много концертировали. Это композитор С. О. Орлов, музыковед А. В. Фере, пианисты А. Ф. Лаговская и А. Н. Шхинек, виолончелист М. Н. Тейх, скрипач Ю. А. Судаков и др.

К концу 30-х годов в Самаре начали функционировать Театр музыкальной комедии, Ансамбль песни ПРИВО и назрела необходимость создания Филармонии. Открытие состоялось 8 мая 1940 г. Первым директором стал А. К. Щепалин – музыкант, преподаватель музыкального училища.

 

Самая яркая страница

Период Великой Отечественной войны - самый яркий и значительный в истории музыкальной культуры Самары. Известно, что в годы войны Куйбышев превратился в столицу тыла. Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, иностранные посольства, учреждения культуры, был построен бункер Сталина, развернулась оборонная промышленность. Одновременно город стал и культурным центром. Музыкальная жизнь здесь достигла небывалого размаха. Читая скупые строки архивных документов и периодическую печать того времени, поражаешься богатству и разнообразию, а главное, высочайшему уровню концертно-театральных событий. Огромное количество концертов проводилось в госпиталях, клубах, концертных залах, воинских частях. Документы тех лет свидетельствуют о переполненных залах, где звучала классическая музыка, ночные эстрадные концерты в фонд обороны давали полные сборы. И это после 10-12-ти часового рабочего дня при полуголодном режиме и тревожных сводках Информбюро. Даже сейчас поражает тяга людей к музыкальному искусству в то непростое время.

Центром этой яркой музыкальной жизни была Куйбышевская филармония.

В Куйбышевском областном архиве есть документ за № 187 о работе Филармонии в 1941-1945 годах: проведено 734 симфонических и 16856 эстрадных концертов, 466 концертов на селе, 1335 концертов на фронте. 10 артистов филармонии награждены медалями «За оборону Сталинграда».

Деятельность Большого театра СССР в военном Куйбышеве - богатейшая страница в его истории. Один год и девять месяцев без отпусков и выходных, при неустроенном быте и постоянной тревоге о родных и близких выдающиеся вокалисты, дирижеры, артисты балета и оркестра, художники, режиссеры несли искусство труженикам тыла и бойцам, отправляющимся на фронт.

До конца июля 1943 года Большой театр показал в нашем городе 9 оперных и 5 балетных премьер. Артисты ГАБТ дали более 500 концертов.

Одной из ярких страниц этого периода является жизнь и творчество Д.Д. Шостаковича в военном Куйбышеве. Так в книге С.М. Хентовой подробно описан эпизод о прибытии Шостаковича в Куйбышев. Почти без вещей, без денег, с двумя детьми на руках Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 81 на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра. В ноябре семья переехала в двухкомнатную квартиру (Фрунзе, 148) и композитор вплотную включился в творчество, в общественную и концертную деятельность. Незаконченная Седьмая «Ленинградская» симфония мучительно звала и притягивала. И вот 27 декабря 1941 года она была полностью закончена.

         С декабря 1941 г. в нашем городе открылось Отделение Союза композиторов, которое возглавил Шостакович. За время войны куйбышевскими композиторами было написано около 600 музыкальных произведений малой формы, из них 300 на темы Великой Отечественной войны.

На пути к современности

        

Музыкальная жизнь послевоенного Куйбышева протекала в русле всей культуры страны. Ведущими куйбышевскими композиторами данного периода были: С. О. Орлов (1879-1953), А. В. Фере (1903-1971), Л. Ф. Другов (1913-1980), В. С. Невский (1914-1987), М. В. Блюмин (1913-1981).

Песенное творчество получает широкое развитие в связи с созданием получившего широкую известность коллектива – Волжского народного хора (1952 г.). Песни композиторов Волжского народного хора Григория Пономаренко и Михаила Чумакова пела вся страна.

В 60-е – 70-е годы XX века куйбышевская композиторская школа пополняется новыми именами. Окончательно переезжает в Куйбышев Ю. В. Олесов (1924-1994) – дирижер симфонического оркестра Куйбышевской филармонии, композитор, заслуженный артист Украины, член Союза композиторов СССР.

Весьма заметный вклад внес яркий музыкант, композитор, оперный дирижер В. К. Мертенс (1937 – 2010). Около полутора десятков лет он проработал главным хормейстером и дирижером Куйбышевского театра оперы и балета. Несколько лет он возглавлял Куйбышевское отделение Всероссийского хорового общества.

С начала 60-х годов в Куйбышеве живет и работает В. Л. Митителло - разносторонне образованный человек: ученый-философ, композитор. Тогда его знали как редактора музыкальных передач радио.

В Тольятти успешно работают композиторы: Г. Курина, Э. Фрицлер, В. Фисенко, В. Россин.

В 70-е годы выдвигается новое поколение композиторов – талантливая молодежь с серьезным профессиональным образованием:

Л. Г. Вохмянин – работающий в разных жанрах, особый успех имеет его музыка для театра, а также песни из мюзиклов «РВС», «Кошкин дом», «Пеппи Длинный Чулок», которые стали своеобразными шлягерами и звучат уже два десятилетия;

А. Н. Бердюгин – лауреат премии имени Р. Щедрина и Д. Шостаковича, он возглавил возрожденную Самарскую композиторскую организацию (1989 г.), в своем творчестве он уделял большое внимание симфоническим, камерным и вокально-хоровым жанрам, музыке для театра;

Л. В. Васильев – написавший в Самаре ряд крупных сочинений (оратории, кантаты, оперы, балеты), а также музыку для детей, произведения для народных инструментов, в том числе концерты и симфонию.

 

На подъёме

        

Начало XXI века ознаменовалось новым подъемом музыкальной культуры Самарского края. На новую ступень развития перешел Оперный театр – реконструированный, обновленный. Ежегодные премьеры опер и балетов поражают не только высоким качеством исполнительства, но и пышностью оформления, богатством костюмов. Великолепно поставлены спектакли для юных самарцев. Детские оперы, мюзиклы, балеты, оперетты, музыкальные спектакли украшают афишу сегодняшнего театра (их полтора десятка) и пользуются любовью детей разного возраста. Здесь и классика (оперы «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), и современные оперы, балеты, мюзиклы («Кошкин дом», «Белоснежка и семь гномов», «Золотой ключик», «Летучий корабль», «Карлсон, который живет на крыше», «Ну, волк, молодец», «Бременские музыканты», «Фея кукол», «Ай да Балда», «Ай да Щука» и др.). В репертуаре театра есть детские спектакли с музыкой самарских композиторов («Морозко», «Андрей-стрелец, удалой молодец» Василия Максимова).

         Поражает размахом концертная жизнь сегодняшней Самары, в центре которой Самарская государственная филармония. Здесь музыка на любой вкус и возраст: симфоническая и камерная классика, современность, джаз и рок, музыка самарских композиторов и исполнителей, народная музыка, литературно-музыкальные спектакли; несколько абонементов для детей («Симфонический оркестр в лицах или тайны рождения музыки», «Сказки первой скрипки», «Детская страна», «Да здравствует король!», «Азбука джаза для детей и взрослых»).

         Привлекают меломанов международные фестивали. Особенно полюбился самарцам международный молодежный фестиваль-конкурс «Виват, баян». Ведь его организатором является известный самарский баянист, лауреат многочисленных конкурсов Сергей Войтенко. А его друг и участник ансамбля «Баян MIX» Дмитрий Храмков (также лауреат многочисленных международных конкурсов) – выпускник ДШИ № 6. И Войтенко, и Храмков – ученики профессора А. М. Кац, уже много лет «кующей» лауреатов в нашей школе.

         Во многих странах знают о проводимых на самарской земле фестивалях авторской песни имени Валерия Грушина и хоровых праздниках. А молодежный исполнительский конкурс имени Д. Б. Кабалевского стал своеобразной визитной карточкой Самары.

         Музыкальная Самара сейчас по праву занимает достойное место в культуре России.

         В наши дни в Самаре успешно работают композиторы: М. Г. Левянт (председатель Союза композиторов Самары), А. Л. Виноградова, В. С. Максимов, Г. А. Файн, В. В. Шевердин, П. А. Плаксин, С. В. Мышкина, Е. П. Лиманская, А. В. Большаков, И. К. Дягилева, Л. Витковская.

 

« Назад