Гудалина Валерия

МБОУ  ДОД  ДШИ  № 11 Промышленного района  г. о. Самара

 

 

 

 

Реферат

«Жемчужина Поволжья»:

композитор и баянист – Г.Ф. Пономаренко

 

 

Выполнила:

Ученица 6 класса

МБОУ ДОД ДШИ № 11 Промышленного района г. о. Самара

Гудалина Валерия

Руководитель:

кандидат искусствоведения,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДШИ № 11 Промышленного района  г.о. Самара

Н.С. Миловидова

 

Самара 2014

 

Содержание

 

Введение                                                                                3

Основная часть

  1. Талантливый самородок                                                    3
  2.  Память                                                                                6
  3. Творческая деятельность в нашем городе                        7
  4. «Ивушка»                                                                             9
  5. «А где мне взять такую песню?»                                      10
  6.  Всенародная любовь и признание                                    12

Заключение                                                                                14

Список литературы                                                                   15

Приложение                                                                                15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

После того как я услышала песни композитора Г.Ф. Пономаренко, мне захотелось больше узнать об этом музыканте и его творчестве. Песни привлекли внимание своей задушевностью и красотой мелодий, они не были похожи на эстрадную музыку, которая постоянно звучит вокруг.

Г.Ф. Пономаренко – выдающийся композитор, баянист, фольклорист, чьи песни с удовольствием слушают уже несколько поколений людей в нашей стране, а также за рубежом.

Для нас, жителей Самарского края, его творчество особенно ценно. Хотя Пономаренко родился на Украине, его жизнь сложилась так, что долгое время он жил и работал в Куйбышеве, сотрудничал с замечательным коллективом Волжского народного хора и его руководителем – П.М. Милославовым. В нашем городе появились его талантливые песни, здесь он выступал как исполнитель. Этот период занимает важное место в судьбе и творчестве музыканта.

В реферате ставится цель подробнее познакомиться с деятельностью Г.Ф. Пономаренко. Рассматриваются такие вопросы, как события жизни и творческие достижения, работа в Волжском народном хоре, сотрудничество с местными поэтами, история создания знаменитой песни «Ивушка» на слова В. Алферова, память о композиторе, признание его высоких заслуг в нашей стране и за рубежом.

Материалами послужили книги и газетные статьи о Пономаренко, информация из интернета и сами песни композитора.

 

1.Талантливый самородок

Пономаренко Григорий Федорович — выдающийся русский композитор, исполнитель, народный артист СССР.

Он родился 2 февраля 1921 г. в с. Моровск, ныне Козелецкого района, Черниговской области на Украине, в крестьянской семье.

С 5 лет научился играть на баяне у брата отца — Максима Терентьевича Пономаренко (гармониста, собирателя народных инструментов, мастера по изготовлению баянов). Будущий композитор самостоятельно одолел нотную грамоту. В 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

После переезда семьи в Запорожье дядя определил его в ученики к известному музыканту Александру Кинебасу. В 12 лет Григорий написал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар». Уже в школьные годы он был принят на работу баянистом в Дом пионеров, затем — в Дом культуры ДнепроГЭСа.

В 1938 году будущий композитор оказался в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. Работая в Киеве, совмещал выступления с уроками по классу баяна у А.Ф. Магдика в Киевской консерватории. В 1941—1947 гг. он -музыкант Ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД СССР (позднее МВД СССР), с которым прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. За боевые заслуги Пономаренко награждён медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «Орденом войны Отечественной войны II степени».

В послевоенные годы Г.Ф. Пономаренко, как один из самых талантливых музыкантов ансамбля, получил приглашение на работу в группу советских войск в Германии, где положил начало циклу песен о войне. К этой теме впоследствии он обращался всю свою творческую жизнь. Демобилизовавшись, был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н.Осипова (1949—1950).

В Москве Григорий Федорович познакомился с работавшим во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской выдающимся хормейстером страны П.М. Милославовым, в 1952 году был приглашён им в качестве музыкального руководителя и композитора Государственного Волжского русского народного хора в Куйбышев.

Творческий союз с П.М.Милославовым дал возможность раскрыться и реализоваться не только композиторскому таланту Г.Ф. Пономаренко, но и его незаурядному организаторскому дару в качестве музыкального руководителя Волжского русского народного хора в нашем городе.

В этот период (1954-1963 годы) им написаны песни, которые вскоре запела вся страна: «Ивушка зеленая» (сл. В.Алферова), «Оренбургский пуховый платок» (сл. В. Боков), «Растет в Волгограде березка» (сл. М. Агашиной), «Я назову тебя зоренькой» (сл. В.Бокова), «Тополя» (сл. Г. Колесникова), «Выходил на поля молодой агроном» (сл. В. Бокова), «Нарья-Мар» (сл. И. Кошежевой), «Ой, снег-снежок» (сл. В. Бокова). В 1961 году вышел в свет первый сборник произведений Г.Ф. Пономаренко, в который вошли более 60 песен композитора.

С 1963 года он стал художественным руководителем народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. В это же время начинается период его сотрудничества с известнейшей поэтессой Маргаритой Агашиной. В Волгограде, куда переехал Г.Ф. Пономаренко, написаны песни, ставшие популярными не только в нашей стране, их запели во многих странах мира: «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок», «Что было, то было».

В СССР, России, Англии, Японии, ФРГ, Финляндии выпущено более тридцати пластинок композитора, компакт-диски, издано тридцать сборников песен. Песни Г.Ф. Пономаренко стали поистине народными, разлетелись по всему миру. Среди первых исполнителей его песен – Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе. Их исполняли японский ансамбль «Роял-найтс», популярная югославская певица Лилиана Петрович, известные болгарские исполнители Лили Иванова и Бисер Киров, финский ансамбль «Казачок». В Греции мелодия песни «Ивушка» звучит в заставке к музыкальным программам государственного телевидения.

В г. Волгограде Г.Ф. Пономаренко впервые обратился к великому поэтическому наследию Сергея Есенина. Эти песни стали значительным вкладом в отечественную музыкальную культуру: «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Никогда я не был на Босфоре», «Пускай ты выпита другим», «Выткался на озере», «Вот оно глупое счастье», Письмо к женщине» и другие.

Композитор ярко проявил свое дарование в произведениях крупной формы, им написаны пять оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен — в целом около 970 произведений. Его имя занесено в «Мировую музыкальную энциклопедию». 12 апреля 1971 года Пономаренко стал членом Союза композиторов СССР.

В 1974 году по приглашению администрации Краснодарского края Г.Ф. Пономаренко переезжает на Кубань, с которой более четверти века связаны его жизнь и творчество.

Здесь он пишет песни о Кубани, которые сразу были удостоены особого внимания художественного руководителя Хора русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения народного артиста СССР Н.В. Кутузова и вошли в репертуар коллектива.

В Краснодаре композитор создает цикл песен на стихи А.Блока и продолжает работу над песнями на стихи С.Есенина, которые и сегодня звучат в исполнении народного артиста СССР Иосифа Кобзона, вышли отдельными изданиями на CD- дисках.

На Кубани им написаны песни, ставшие частью духовной жизни россиян: «Не будите, журавли, вдов России» (сл. Т.Голуб), «А я лишь теперь понимаю» (сл. О. Бергольц), «Песня родному краю» (сл. Г.Георгиева), «Песня о маме» и «Краснодарская улица Красная» (сл. Н. Доризо), «Здравствуй, наша Кубань» и «Нам ли, братцы, песню не начать» (сл. И.Вараввы), «Цветы луговые» (сл. С.Красикова), «Не поговорили» (сл. О.Левицкого). Они прошли через сердце целого поколения россиян и стали приметой десятилетий, прожитых нашей страной.

К 85-летию Г.Ф. Пономаренко в Государственном центральном концертом зале «Россия» и Государственном Кремлевском дворце состоялись концерты, посвященные творчеству композитора.

Сегодня песни Г.Ф. Пономаренко украшают репертуар корифеев российской эстрады Иосифа Кобзона, Тамары Гвердцетели, Олега Газманова, Филиппа Киркорова, Надежды Бабкиной, Ларисы Долиной, Надежды Кадышевой, Аниты Цой, Марины Девятовой, группы «Доктор Ватсон», хора Турецкого, известных актрис театра и кино Татьяны Дорониной и Елены Драпеко, Государственного ансамбля «Россия», Государственного академического Кубанского казачьего хора, Государственного академического Оренбургского хора, Волжского народного хора.

По данным Российского авторского общества в 2010 году в России и зарубежных странах в театральных постановках, концертных залах филармоний и других концертных организаций, художественных фильмах, компакт-дисках, теле и радиоэфире прозвучало 641 произведение Г.Ф. Пономаренко.

7 января 1996 года Григорий Фёдорович погиб в автокатастрофе. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.

 

2.Память

 

По решению администрации края в 1997 году имя Г.Ф. Пономаренко присвоено Краснодарской филармонии, 2 февраля 2001 года перед зданием филармонии в Краснодаре установлен памятник и мемориальная доска на доме, где он жил. 27 февраля 2005г. открыт Мемориальный музей-квартира (ул. Красная, 204, 80) великого песенника, творчество которого неотделимо от истории и культуры России.

Имя Г.Ф. Пономаренко носит Детская школа искусств станицы Выселки Краснодарского края. Также именем Г.Ф. Пономаренко названа Детская школа искусств в Туапсинском районе, в пгт. Новомихайловском.

В 2006 году администрацией Краснодарского края также учреждена премия в области вокально-хорового искусства имени Г.Ф. Пономаренко. Первым ее лауреатом за многолетнюю пропаганду творчества композитора Г.Ф. Пономаренко в нашей стране и за рубежом стала народная артистка СССР, Президент Академии культуры, профессор, художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» Людмила Георгиевна Зыкина.

 

3.Творческая деятельность в нашем городе

 

Десять лет жизни связывало Григория Пономаренко с нашим городом – Куйбышевом. В начале 1950-х Пономаренко познакомился в Москве с Петром Михайловичем Милославовым, который работал тогда во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской. В 1952 году Милославов пригласил Григория Пономаренко в Куйбышев в качестве композитора и музыкального руководителя государственного Волжского русского народного хора - фактически сразу же после его основания.

«Как композитор Григорий Пономаренко состоялся именно на нашей Волжской земле, - говорит в одном из интервью художественный руководитель Государственного Волжского русского народного хора имени П.М. Милославова Владимир Пахомов. - Его многогранное творчество дальше только получило развитие. И для сегодняшнего выступления мы взяли произведения по хронологии, от начала его творческого пути до последних лет жизни, когда композитор все чаще обращался к душе, к Богу».

Пребывание в нашем городе длилось с 1952 по 1963 гг. Ранние сочинения Пономаренко носили подражательный характер, воспроизводили интонации народных украинских или советских массовых песен. Первой удачей, отмеченной Милославовым, стала песня «Алёнка» на слова В. Маркова.

Здесь, в Куйбышеве, развернулось творческое содружество с местными поэтами. На текст В.Г. Алфёрова создана знаменитая «Ивушка». Композитор тонко почувствовал естественность, лиризм и певучесть стиха. Вскоре песню разучила женская группа Волжского народного хора.

На слова В. Бурыгина написана «Эх, Волга-речка». «Первоосновой любой песни считаю стихи. В них уже заложена мелодия, дело композитора — её услышать», — говорил сам композитор.

Во время строительства Куйбышевской ГЭС Милославов направил Пономаренко в командировку на эту грандиозную стройку для помощи художественной самодеятельности. Композитор занимался с хоровыми кружками, разучивал новые песни, сам выступал в концертах. Впечатления от поездки отразились в песне «Рассвет в Жигулях» (позднее она стала называться «Праздник в Жигулях») на стихи В. Бокова, с которым сложилось интересное сотрудничество. В дальнейшем они создали песенно-танцевальную сюиту о Волжской ГЭС.

В 1959 г. Пономаренко помогал создавать Оренбургский хор. В Оренбурге появились песни «Белый снег» и «Оренбургский пуховый платок» на текст В. Бокова. На слова этого же поэта созданы «Ой, снег-снежок», «Молодой агроном». Песни «Ивушка», «Эх, Волга-речка» в числе других звучали на гастролях во Франции и в Египте — для строителей Асуанской ГЭС.

В куйбышевский период творчества Пономаренко занимался фольклористикой, записывал народные песни в селе Кураповка Бузулукского района. Здесь усилиями учителя П.И. Рождественского был создан крестьянский хор, прославившийся на всю округу. В нём выступали талантливые солисты, которые напевали песни.

Для известной певицы — Е. Шавриной, артистки Волжского народного хора (ставшей женой композитора), были написаны «Растёт в Волгограде берёзка», «Колокольчик».

После выступления Волжского народного хора в 1955 г. на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, где коллектив был удостоен серебряной медали, Пономаренко получил своё первое звание — заслуженный артист республики.

Работал композитор и в театральных жанрах. Для Куйбышевского театра драмы он написал музыку к спектаклю «Марюта ищет жениха» по пьесе А. Гераскиной (1957 г.). Спектакли с его музыкой шли и в других городах страны — в Москве, Омске, Горьком (Нижнем Новгороде), Ростове, Краснодаре. Есть у Пономаренко сочинения и в других жанрах. Но песня оставалась главной и любимой. Причём Милославова Пономаренко считал своим единственным настоящим учителем, а тот отмечал в нём незаурядный талант песенника-мелодиста.

В Куйбышеве по улице Фрунзе, 146, где проживал Пономаренко, открыта мемориальная доска.

Песне был отдан талант композитора, в ней он выразил лирическое мироощущение, народную поэтику. Но, как признавался автор, «Волга научила меня писать песни» [2, с. 189].

 

4. «Ивушка»

 

Знаменитая песня «Ивушка» была создана в соавторстве с куйбышевским поэтом Василием Григорьевичем Алферовым (1898-1988). Поэт родился в селе Брусяны Сызранского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. В 1924-1950 гг. публиковал стихи и рассказы в местном и московских издательствах. В 1953 г. был принят в Союз писателей. Расцвет таланта поэта пришелся на годы работы в Волжском народном хоре в сотрудничестве с Г.Ф. Пономаренко. Главная тема поэта – красота волжской природы - наиболее ярко выразилась в их совместных песнях. Всего их написано более 50. Но «Ивушка» занимает особое место.

Сохранились воспоминания поэта об ее появлении, их приводит журналист В. Осечкин [5]. Обычно мелодии песен пишут на готовые стихи. На этот раз было наоборот. Мелодия появилась, хотя еще не существовало ни названия, ни текста. Композитор сочинил мелодию и вдохновенно сыграл ее на баяне поэту. Работа взволновала писателя, т.к. надо было соответствовать уровню музыки. В ней слышны отголоски народных интонаций, мелодичных волжских напевов. И тогда Алферов вспомнил рассказ матери о девушке, покинутой ее возлюбленным. Девушка ходила на берег к красивой плакучей иве, где когда-то они встречалась с любимым. Поэт съездил на родину в Брусяны, сходил на речку Студеную, и стихи стали свободно складываться в песню. Дома работа над текстом продолжилась, в общей сложности было не менее 10 вариантов - и песня появилась! Однако, слова припева — «ивушка зеленая, над рекой склоненная» - придумал сам композитор одновременно с мелодией.  «Ивушка» стала быстро распространяться, особенно после того, как ее исполнила Л. Зыкина. Она была записана на «золотой диск», а всего исполнялась в 72 странах мира!

5. «А где мне взять такую песню?»

 

Именно в те годы к Григорию Пономаренко пришла всенародная слава! Именно тогда разные города нашей страны стали наперебой приглашать композитора к себе на работу. В 1963 году Григорий Федорович возглавил народный хор знаменитого Волгоградского тракторного завода и задержался здесь, на берегу Волги, на десять лет. Для всей России открыл Пономаренко имя волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной. Их песни о России и о любви «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню?», «Подари мне платок», «Я об этом не жалею», «Метелица» запела вся страна, весь народ.

Творчество, по большому счету, всегда несет на себе биографический отпечаток. Художник особенно искренен и исповедален там, где он говорит о лично пережитом. Вот как рождались стихи у Маргариты Агашиной: «... Подаренный мне платок я любила и берегла... Сам платок - это уже песня. Женская верность платок. На работу - в платке. Вдовьи слезы, материнские слезы — все платок. Девичья память - платок. Горе придет - опять платок... Нет подарка милее платка, нет памятнее... «Подари мне платок» — так уже все само дальше пошло...».

Долго искал нужную интонацию для этой песни и Григорий Пономаренко, пока, исходя из народного говора, из русской речи, не нашел единственно возможную здесь плавно ниспадающую и ласковую мелодию. А потом по радио на всю страну запела ее Людмила Зыкина. Вот так рождался очередной песенный шедевр!

Откровением, личной исповедью воспринимается любимая народом песня Григория Пономаренко и Маргариты Агашиной «А где мне взять такую песню?». Глубокое чувство светлой печали как бы равномерно разлито по всему напеву, оно полнится и длится в многочисленных повторах фраз...

И чтобы он ее дождался,

прижался к трепетным плечам,

Да чтоб никто не догадался,

о чем я плачу по ночам...

Позднее, вслед уехавшему в Краснодар Пономаренко в газете «Литературная Россия» - на всю страну! — Маргарита Агашина напечатала стихотворение «Подожди, Пономаренко, подожди — не уезжай!»:

Хочешь знать, Пономаренко,

Что сказал о нас народ?

— Без тебя он обойдется,

А без Волги — пропадет!

Выразительная сила этих стихов была столь сильна и жизненна, что даже придумали легенду о несостоявшейся любви. Но Григорий Федорович и на эти, казалось бы, такие личные стихи написал песню...

Творческая жизнь Григория Пономаренко оказалась тесно связанной с прекрасными русскими городами Москвой, Оренбургом, Волгоградом, в каждом из которых композитор подолгу жил и работал, постигал русский характер, вслушивался в живой народный говор и дарил городам и людям свои песни. Одна лучше другой! Лирический талант Пономаренко обращен к России. Своими прекрасными мелодиями композитор просто и доверительно обращается к каждому человеку. Композитору оказалась близкой классическая русская поэзия Пушкина, Лермонтова, Блока, нежность и теплота, ласковость есенинского слова.

«Первоосновой любой песни считаю стихи. В них уже заложена мелодия, дело композитора — ее услышать», — говорил Григорий Федорович. Откуда у него было столь глубокое понимание стиха, чувство поэтического слова? Он сам был поэтически одарен. Всем своим коллегам, друзьям, знакомым он направо и налево дарил шуточные поэмы, стихами подписывал и дарил книги, ноты, пластинки. Более того, многие его песни, их зачины, мелодии рождались у него вместе со стихами, которые потом, подхватив заданный композитором ритм, досочиняли поэты.

На протяжении всей своей творческой жизни Пономаренко вновь и вновь возвращался к поэзии Сергея Есенина, находя в ней соответствие своим художественным устремлениям. «В стихах моих, — писал в свое время Сергей Есенин, - читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование... Не я выдумал этот образ. Он был и есть основа русского духа и глаза...». Пономаренко особенно близки в поэзии Есенина ее пленительная истинно народная, грустная и раздольная песенность («тоска веселая»!), простота формы, чистота образов и заветное есенинское «лирическое чувствование».

И о себе самом мог бы сказать Григорий Федорович есенинское: «Я сердцем никогда не лгу!». «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Никогда я не был на Босфоре», «Выткался на озере», «Сыпь, тальянка» - Пономаренко, может быть, как никто другой, сумел пропеть пронзительную есенинскую любовь к Родине, к русской земле, русской женщине... В сфере большой академической хоровой музыки это блестяще сделал Г. Свиридов, а в жанре песни замечательно пропел Есенина Григорий Пономаренко!

Подлинным художественным открытием стал цикл его песен и на стихи Александра Блока. Сложную, насыщенную символами поэзию композитор соединил с простыми песенными, истинно русскими мелодиями, сохранив весь драматизм и интонационное напряжение стихов великого поэта. Блоковский и есенинский циклы Григория Пономаренко были записаны Иосифом Кобзоном на компакт-диск, и выход его в свет стал событием в музыкальной жизни и в нашей стране, и за рубежом.

Сфера духовных и чисто музыкальных интересов композитора все время расширялась и изменялась. Но ощущение его кровной связи народным мироощущением, народным характером осталось в нем навсегда. Оно не давало ему уйти в сторону модных, но быстротечных веяний, шлягерных стандартов, не давало попасть под влияние чужеродной для русской культуры и чуждой ему как художнику и человеку попсовой поточной продукции.

Генетические связи творчества Григория Пономаренко не только затрагивают фольклорную традицию, но и уходят вглубь русской музыкальной культуры. Песни Пономаренко несут на себе отпечаток русской романсовой лирики эпохи А. Гурилева и А. Варламова, бытового вокального музицирования XIX века. В них есть особый аромат романсовой элегичности, грустной сосредоточенности и благородной сентиментальности.

Песня Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая» может служить блестящим примером использования всех смысловых и выразительных оттенков одной интонации сожаления, вздоха, жалобы - всего того, что было свойственно старинному русскому романсу. Пономаренко здесь абсолютно классичен!

 

6. Всенародная любовь и признание

В 1972 году по приглашению первого секретаря крайкома КПСС Золотухина Григорий Пономаренко приехал на Кубань. Он ехал на своем автомобиле, выстроившись вдоль дороги, композитора встречали кубанские тополя. Его ожидало здесь личное счастье и любовь юной казачки Вероники Журавлевой. Даже кубанский народный запорожский говор оказался ему, уроженцу Украины, близок и понятен. Его ожидала здесь всенародная любовь и слава! Почти четверть века своей жизни композитор отдал Кубани. Григорий Пономаренко оказал огромное влияние на развитие песенной культуры края. Оказавшись в Краснодаре, композитор безошибочно угадал, услышал новую для него интонационную среду казачьего края и создал целый ряд песен, насыщенных новыми для его почерка упругими ритмами и маршевыми интонациями («Песня о Краснодаре», «Краснодарская улица Красная», «Песня о городе-герое Новороссийске», «Здравствуй, наша Кубань», «Трудовые руки», «Кубаночка» и др.). Он дружил и тесно сотрудничал с кубанскими поэтами Иваном Вараввой, Виталием Бакалдиным, Кронидом Обойщиковым, Сергеем Хохловым, Татьяной Голуб. Их стихи естественно слились с мелодиями Пономаренко, стали нашей песенной классикой. Это Григорию Пономаренко посвящены поэтические строки Кронида Обойщикова:

То поет душа, то плачет,

то хохочет, наконец...

Ты теперь в краю

Казачьем

самый звонкий бубенец...

На Кубани в полной мере раскрылся яркий общественный темперамент Григория Пономаренко. На протяжении нескольких лет он был одним из руководителей Краснодарской организации Союза композиторов России. Безотказно принимал приглашения и выступал с Вероникой Журавлевой в самых отдаленных уголках , в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в колхозных клубах и на полевых станах.

К 40-летию Победы над фашистской Германией Григорий Федорович создал песенно-хоровую ораторию «Епистиния Степанова — мать девятерых сыновей», исполненную на родине Степановой в Тимашевском районе при огромном стечении кубанцев.

В 1980—90-е годы Григорий Пономаренко активно сотрудничает с театрами страны: для Малого театра СССР он пишет музыку к пьесе Ан. Софронова «Ураган» с Элиной Быстрицкой в главной роли (песня «Где-то ветер стучит проводами» из этого спектакля была очень популярна в те годы). Работал Пономаренко и с театрами Омска, Куйбышева (Самары), Горького (Нижнего Новгорода), Ростова, Краснодара. Им написаны песни к художественным фильмам «Мачеха» и «Безотцовщина».

Попомаренко автор двух оперетт: «Старым казачьим способом» (либретто - А.В. Софронова, 1980 год) и «Лебединая верность» (либретто В.Мхитаряна и К.Обойщикова, поставлена в Краснодарском театре оперетты в начале1990-х годов).

Последним крупным циклическим произведением Григория Федоровича Пономаренко стало драматургически сложное православное богослужение «Всенощное бдение». Обращение Пономаренко к духовной музыке поначалу удивило. Но потом подумалось, что он всю свою творческую жизнь пел о вечном: о любви к земле, к березам и тополям, к женщине, к матери... Он не мог не прийти к чистому Божьему слову -духовным гимнам и молитвам, исполненным глубокой печали, любви и света. Это ведь его тема, его мелодия, его гуманизм! В русской духовной музыке заключен особый, подчас непонятный психологизм православного мира, особое чувство Родины, которым окрашена вся русская жизнь, русская литература, русская песня... В исполнении Краснодарского камерного хора «Всенощное бдение» Григория Пономаренко звучало в Краснодаре, в Москве, В Санкт-Петербурге, записано на компакт-диск фирмой «Русский сезон».

«У хорошей песни есть удивительная сила! Пройдя через сердце человека, она становится приметой, музыкальной эмблемой прожитого времени. Песни Григория Пономаренко прошли через сердца нескольких поколений россиян и стали символом нашей юности, наших надежд, приметой славных десятилетий, прожитых всеми нами и нашей страной. По песням Пономаренко наши потомки смогут понять, как мы жили, как чувствовали, печалились и любили», - писал

Виктор Комиссинский -заслуженный деятель искусств России, профессор.

 

 

Заключение

Г.Ф. Пономаренко - выдающийся музыкант, чьи песни знают и поют в нашей стране уже несколько поколений людей. В лучших из них преобладают лирические настроения, воспеваются красота природы, любовь к родному краю, человеческие чувства.

Его творчество обогатило культурную жизнь Куйбышева (Самары). Произведения, созданные в Куйбышеве, относятся к числу наиболее замечательных сочинений. Они достойны того, чтобы их помнили, чтобы к ним приобщалось молодое поколение.

Композиторское искусство Г.Ф. Пономаренко неотделимо от его исполнительства на любимом инструменте – баяне.

Без таких композиторов – баянистов как Г.Ф. Пономаренко, М.Д. Чумаков , А.С. Савельев , Г.И. Векшин успех знаменитого Волжского народного хора был бы неполным. Это подтверждает мысль основателя хора – П.М. Милославова о том, что для современного народного хора важны не только певцы, но и создатели песен.

В 2007 г. на базе хора был создан оркестр народных инструментов «Виртуозы Самары». В его репертуар, наряду со многими произведениями, входят сочинения самарских композиторов – В. П. Максимова, Д. Власенко и др. Традиция сотрудничества Волжского народного хора с музыкантами-баянистами продолжается!

                            

 

Список литературы

  1. Алферов, В.Г. Зажглась звезда далекая. Песни / В.Г.Алферов.-Куйбышев: Кн. изд-во, 1966. – 97 с.

2. Имена. Штрихи к портретам / редакторы – составители: А.Малько, В.Малько. – Самара : Ника – 239 с.

3. Лисецкий, С. Чудодеи: О Волжском народном хоре / С.К. Лисецкий.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1973.-88 с.

4. Осечкин, В. Белоснежная вишня/В.Осечкин// Свежая газета.- №34 (67) декабрь 2008.

5. Осечкин, В. Ивушка зелёная/ В.Осечкин// Свежая газета. №32 (65)  декабрь 2008.

 

Приложение

Награды и звания

 

Заслуженный артист РСФСР (1960)

Народный артист РСФСР (1985)

Народный артист СССР (1990)

Орден Отечественной войны II степени (1985)

Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Золотая медаль Советского фонда мира

Премия имени К. В. Россинского (Администрация Краснодарского края, 1995)

Почётный член Краснодарской государственной академии культуры (1994)

Почётный гражданин Краснодара (1993)

Почётный гражданин Нарьян-Мара (1995)

 

Наиболее известные песни Г.Ф. Пономаренко

 

«Россия. Опять, как в годы золотые» (А. А. Блок)

«Сольвейг» (А. А. Блок)

«В тихий вечер мы встречались» (Сердце помнит эти сны) (А. А. Блок)

«В темном парке под ольхой» (Г.Ф. Пономаренко)

«Гармоника, гармоника! Эй, пой, визжи и жги!» (А.А. Блок)

«Не призывай. И без призыва приду во храм» (А.А. Блок)

«Я стремлюсь к роскошной воле» (Г.Ф. Пономаренко)

«Благословляю всё, что было», «О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!», «Глядят внимательные очи» (А.А. Блок)

«Не жалею, не зову, не плачу» (1964) (С.А. Есенин)

«Я по первому снегу бреду. В сердце ландыши вспыхнувших сил» (С.А. Есенин)

«Выткался на озере алый свет зари», «Где-то плачет иволга, схоронясь в дупло» (С.А. Есенин)

«Я покинул родимый дом» (С.А. Есенин)

«Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я готов рассказать тебе, поле, Про волнистую рожь при луне» (С.А. Есенин)

«Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде!» (С. . Есенин)

«Эх вы, сани!» (С.А. Есенин)

«Отговорила роща золотая» (С.А. Есенин)

«Вы помните, Вы всё, конечно, помните» (С.А. Есенин)

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» (С.А. Есенин)

Танго. «Пускай ты выпита другим», «В глазах осенняя усталость» (С.А. Есенин)

«Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды» (С.А. Есенин)

«Сыпь, тальянка, звонко» (С.А. Есенин)

«А где мне взять такую песню» (1971) (М. Агашина)

«Что было, то было» (1965) (М.К. Агашина)

«Подари мне платок» (1971) (М.Агашина)

«Растет в Волгограде березка» (1961) (М. Агашина)

«Где-то ветер стучит проводами» (А.В. Софронов)

 «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар» (И.И. Кашежева)

«Тополя» (Г. М. Колесников)

«Я назову тебя зоренькой» (В.Ф. Боков)

Песни Пономаренко написаны на слова В.Ф. Бокова, М.К. Агашиной, Г.М. Колесникова, А.В. Софронова, С.А. Есенина и других авторов, также писал песни на стихи собственного сочинения.

 

Другие произведения

 

Для баяна — «Полька» (1951), «Украинская пляска» (1951), «Волжские напевы» (1962);

марш «Солдатская пехота» для духового оркестра (1953),

оперетта «Старым казачьим способом» (1980) (либретто А. В. Софронова);

музыка к драматическим спектаклям и фильмам ("Мачеха","Безотцовщина).

« К списку образовательных учреждений