Григорьева Екатерина

 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей 
Детская школа искусств №6





                                                                 
Дмитрий Борисович                                                                        
Кабалевский в музыкальной жизни Самары.




 

              Выполнила:
                                                                                                                              Ученица 7 класса
                                                                                           Григорьева Екатерина Владимировна
Педагог-Рычкова Елена Геннадьевна

 

 

Самара 2014

 

Содержание


1. Вступление
2. Творческий портрет Д. Б. Кабалевского
2.1. Биография
2.2. Достижения Кабалевского в музыкальном обучении.
2.3. Знаменитые ученики и последователи Дмитрия Борисовича
 2.4. Основные произведения
3. Заключение
4. Используемые источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     1.Вступление
   30 декабря 2014 года исполнится 110 лет со дня рождения выдающегося композитора современности – Дмитрия Борисовича Кабалевского. 
Во всем мире имя его ассоциируется с молодостью и молодежью.
В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос. 
Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского знали в каждой семье, он нес людям радость и учил их радоваться. Он искренне верил, что « в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться….»
 Именно  об этом удивительном человеке я хочу рассказать в своей работе.

2.Творческий портрет

2.1.Биография
    Родился Дмитрий Борисович 30 декабря 1904 г. в Ленинграде (Петербурге) в семье служащего. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву.
Учился до переезда в Москву  в 3-классовом городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил 35  школу II ступени (1922 г.), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени Скрябина (окончил в 1925 году). В 1925 году поступил в Московскую государственную консерваторию, которую окончил по классу композиции у профессора Н.Я.Мясковского в 1929 году и по классу фортепиано у профессора А.Б.Гольденвейзера в 1930 году. Был занесён на золотую доску.Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-28 гг. С 1925 году начал педагогическую деятельность в музыкальном техникуме имени Скрябина. С 1932  по 1939 год являлся профессором по классу композиции.Самостоятельную работу начал в 1922 году. Работал аккомпаниатором, секретарём и управделами музыкального техникума имени Скрябина.Позже, помимо педагогической работы, в разные годы: был концертмейстером в Центральном детском театре; редактором, зав. детской редакцией в МузГИЗе; редактором в Радиокомитете; ответственным редактором журнала «Советская музыка» (1940-1947 гг.); начальником Управления художественного вещания. Член комитета Всесоюзного радиокомитета (1943-1945 гг.); заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР. В 1932-1948 гг. был членом Правления и Оргкомитета, с 1952 секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1973 г. организовал Лабораторию музыкального образования в НИИ школ МП РСФСР и руководил ею до 1983 г.; результат этой работы – новая программа по музыке для общеобразовательной школы.С 1983 года продолжает участвовать в работе лаборатории в качестве профессора-консультанта. С 1956 года был членом  Коллегии Министерства культуры СССР; с 1982 года – главным редактором  журнала «Музыка в школе».В годы Великой Отечественной войны с середины октября 1941 года до января 1942 года был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск, где вел занятия в консерватории и был инструктором Обкома ВЛКСМ по работе с учащимися ПТУ; в январе-феврале 1942 года по командировке ПУРККА был на Юго-Западном фронте; в 1943 году по командировке ВРК был в Ленинграде.Начиная с 1945 года, неоднократно был за границей: Австрия, Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Китай, Мексика. Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швеция, Швейцария, Япония.С 1951 года Кабалевский был членом Советского комитета защиты мира; с 1955 по 1950 год был членом Всемирного Совета мира; с 1964 по 1970 год – Вице-президентом, с 1970 года по 1972 год - членом совета директоров. С 1972 года - почетный Президент ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО); в 1959 году был избран почётным профессором консерватории в Мехико (Мексика), в 1969 году – избран почётным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР); почётный член Международного музыкального Совета при ЮНЕСКО (ММС), почётный член Международного общества имени Кодая (Венгрия).

В 1939 году Кабалевский был принят кандидатом в члены КПСС, в октябре 1940 года – в члены КПСС (партийный билет № 06083545); с 1951 по 1956 г. – был членом партбюро Союза композиторов СССР, с 1952 по 1954 г. – член Свердловского райкома КПСС г. Москвы. С 1966 по 1968 г. – член МГК КПСС.С 1966 года  Д. Б. Кабалевский избирается  депутатом Верховного Совета СССР (VII, VIII, IX, X, XI созывов) от Пермского избирательного округа № 23 (Совет Национальностей); с 1970-1979 гг. – член постоянной комиссии по делам молодёжи; с 1974-1979 гг. – заместитель председателя Бюро парламентской группы; с 1979-1984 гг. – заместитель председателя Совета Национальностей. 14 февраля 1987 года, в Москве, в возрасте 82 лет Д. Б. Кабалевский скончался.

2.2.Достижения Кабалевского в музыкальном обучении

 Дмитрий Борисович Кабалевский очень много нового  привнёс в музыкальное образование, вот что сам он говорил о музыкальном воспитании в школе:
      «Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?..На протяжении многих лет музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов я стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой так же естественно связала бы с реальной жизнью.Я стремился найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.Главное, к чему я стремился, – это вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) – не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника».Те принципы, методы и приемы, которые выдержали проверку временем, получили одобрение большого числа педагогов  были  положены Кабалевскимсначала в основу радиобесед с юными слушателями, а позже – в основу книги «Про трех китов и про многое другое».Кабалевский стремился воспринять то ценное, что было найдено лучшими советскими и зарубежными педагогами не только в области музыки, но и в других областях школьного обучения, где новаторские устремления в ряде случаев уже привели к весьма ценным результатам.Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категории искусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры, формы, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия, преобразующая сила музыки и др. В рамках программы впервые раскрыты возможности интеграции искусств. Взаимосвязи между музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, кино рассматриваются в опоре на их жизненную основу.Конечно же, у столь замечательной личности не могло не быть последователей,  поэтому дальше речь пойдёт о его знаменитых учениках, а так же последователях его теорий.

2.3.Знаменитые ученики и последователи Дмитрия Борисовича

В России в 80–90-е годы XX века сложилась научная школа последователей Кабалевского, в рамках которой разрабатывались новые направления музыкального образования. Каждый  представитель научной школы Д.Б. Кабалевского(Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова, Л.В. Горюнова, Л.П. Дуганова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, В.О. Усачева, Т.В. Челышева, Г. А. Струве,В.А. Школяр и др.) творчески преломляет музыкально-педагогическое наследие     композитора–ученого–педагога.


2.4.Основные произведения

Оперы:

 «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», по Р. Роллану, 1938 г.), 

«Вогне» («Под Москвой», 1943 г.), «Семья Тараса» (по повести «Непокорённые» Б.
Горбатова, 1950 г.),«Никита Вершинин» (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69»

B. Иванова, 1955 г.), «Сестры»(по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969 г.)

Балет: «Золотые колосья» (1940 г., не окончен)

Оперетта: «Весна поёт» (1957 г.)

Произведения для симфонического оркестра и хора:

 «Поэма борьбы» (1930 г.), «Родина великая» (кантата, слова разных поэтов, 1942 г.), «Народные мстители» (сюита, 1942 г.),«Песня утра, весны и мира» (кантата, 1958 г.), «Реквием» (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962 г.), «О родной земле» (кантата, 1965 г.) 

Произведения для оркестра: 

4 симфонии (cis-moll — 1932 г., c-moll — 1934 г., b-moll — Реквием памяти Ленина для оркестра и хора — 1933 г., c-moll — 1956 г.)

Сюиты 

Произведения для фортепиано с оркестра 

Камерно-инструментальные произведения: 

2 струнных квартета (1928 г.,   1945 г.)

Произведения для фортепиано (всего около 150):

в том числе 3 сонаты (1928 г., 1947 г., 1948 г.),24 прелюдии (1945 г.), «Из пионерской жизни» (5 детских пьес, 1931 г.), 30 детских пьес(1938 г.), 24 лёгкие пьесы для детей (1944 г.) и др.

Произведения для скрипки и фортепиано

 

Произведения для голоса с фортепиано: 

10 сонетов Шекспира (1955 г., перевод С. Я. Маршака),романсы на слова Р. Гамзатова и др. 

Песни: 

7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945 г.), «Четвёрка дружная ребят» (слова С. Я. Маршака), «Про вожатую»(слова О. И. Высоцкой), «Школьные годы» (слова Е. А.Долматовского), «Спокойной ночи»(слова В. И. Викторова), «Часовые стоят» и др. 

Музыка к драматическим спектаклям (15):

 «Земля и небо» 6р. Тур (1932 г., МХАТ 2-й),«Мстислав удалой» Прута (1932 г., Центральный театр Красной Армии, Москва), «Весёлый портняжка» (1935 г., Центральный кукольный театр), «Мера за меру» У. Шекспира (1940 г., Театр им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939 г., Московский театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939 г., МХАТ), «Мадам Бовари» (по Г. Флоберу, 1939 г., Московский Камерный театр) и др. 

Музыка для кино: 

«Петербургская ночь» (1933г.), «Аэроград» (1935 г.), «Щорс» (1938 г.),«Антон Иванович сердится» (1941 г.), «Первоклассница» (1946 г., совместно с М. П. Зивом),«Сестры» (1957 г.), «Восемнадцатый год» (1958 г.), «Хмурое утро» (1959 г.) и др.


                                                     3.Заключение

    Так что же связывало и связывает Дмитрия Борисовича Кабалевского с нашим городом?

«Самым любимым и дорогим была для меня работа для детей и с детьми» - эти слова Дмитрия Борисовича Кабалевского можно считать девизом прописанного в нашем городе конкурса молодых музыкантов, который носит имя замечательного композитора и общественного деятеля.

   Конкурс имени Д.Кабалевского, давно ставший визитной карточкой нашего города (нашей области), недавно отметил свой полувековой юбилей. Он родился в далеком 1962 году в Куйбышеве - так в те годы называлась Самара - по инициативе Городского молодежного клуба ГМК-62. Тогда это был конкурс молодых пианистов Поволжья. Председателем жюри был приглашен Дмитрий Борисович Кабалевский. Композитор с готовностью откликнулся на инициативу проведения в Куйбышеве такого конкурса и не порывал связи с ним до конца своей жизни. Вскоре конкурс стал называться его именем. В СССР это было единственное в своем роде творческое соревнование юных талантов. В Куйбышев практически сразу потянулись молодые музыканты из многих регионов страны. И самих ребят, и их педагогов привлекали нетрадиционность соревнования, а также огромный авторитет Кабалевского. 

   Начиная с XVIII конкурса 1997 года, в нем соревнуются также молодые композиторы и музыковеды, а с XX конкурса 2004 года - молодые певцы. В составе жюри соревнования побывало немало выдающихся музыкантов и педагогов, в числе которых София Губайдуллина, Андрей Баланчивадзе, Юрий Левитин, Александр Пирумов, Александр Флярковский, Александр Чайковский, Мирослав Скорик. Сам Кабалевский, являвшийся председателем жюри первых пяти конкурсов, посвятил этому соревнованию два своих фортепианных концерта: № 3 и № 4 («Пражский»).

 

                      

 

Детская музыкальная школа № 10 Самары,носящая имя выдающегося композитора и педагога Дмитрия Кабалевского, является одной из самых известных музыкальных школ города, имеющая свое неповторимое лицо и яркую биографию.

Школа открылась в 1960 году в расположенном в Овраге подпольщиков старом деревянном доме с печным отоплением. Тогда ее педагогический коллектив состоял всего из трех человек: первого директора и преподавателя фортепиано Лидии Середицкой, преподавателя теоретических дисциплин Анны Малкиной и преподавателя баяна Эдуарда Подкопаева.

    Много воды утекло с тех пор, но в школьной летописи сохранились события, ставшие знаковыми для коллектива. И самое главное из них –  длившаяся долгие годы дружба с Дмитрием Борисовичем  Кабалевским.  Не все знают, что одновременно с проходившим в Самаре по инициативе Городского молодежного клуба ГМК-62 "большим" Поволжским конкурсом пианистов имени Кабалевского начиная с 1963 по 1984 год в музыкальной школе №10 проводился свой собственный «малый» пианистический конкурс имени композитора. На этом конкурсе-спутнике Кабалевский, для которого, по его собственному признанию, «самым любимым и дорогим была работа для детей и с детьми», присутствовал одиннадцать раз.

    Многие из победителей конкурса после окончания высших специальных учебных заведений вернулись в родную школу уже преподавателями.  В их числе Ирина Швалева – первая выпускница школы и лауреат самого первого конкурса, Наталья Туркина, Галина Леонтьева, Светлана Лунева.

После кончины композитора в дни, когда в 1997 году в Самаре проходил XVIII его именной конкурс, музыкальной школе №10 было присвоено имя Дмитрия Кабалевского. По этому случаю в актовом зале школы состоялся торжественный вечер, почетными гостями которого были члены жюри конкурса во главе с санкт-петербургским композитором Сергеем Слонимским. Одно из теплых поздравлений прозвучало тогда из далекого прошлого. Это была запись выступления самого Д. Кабалевского: «Я всегда радуюсь, приходя в вашу школу, потому что здесь чувствуется атмосфера настоящей любви к музыке».

Сейчас в школе имеется музей Д.Кабалевского, в котором хранятся его письма и телеграммы, многочисленные фотографии, на которых композитор запечатлен на проходивших в школе акциях, книги, ноты и пластинки с записями сочинений

Д.Кабалевского с его автографами.

 

 

 

4. Используемые источники

 

1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=Д.+Б.+Кабалевский+молодой

2. http://kdmsh.smr.muzkult.ru/

3. http://samara.bezformata.ru/listnews/imeni-dmitriya-kabalevskogo/8156007/

4. http://www.kabalevsky.ru/p01.htm

5. http://www.kabalevsky.ru/

6. http://to-name.ru/biography/dmitrij-kabalevskij.htm

7. http://edu.kubannet.ru/dlrstore/325b460a-9c08-47a6-b5fa-5d00aa91e980/p1.html

8. http://www.people.su/46896_2

9. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00235985.html

10. "Из истории музыкального воспитания" составитель О. А. Апраксина, Москва 1990г.

« К списку образовательных учреждений