Балабанов Василий

Открытый районный фестиваль-конкурс

учреждений дополнительного образования детей

«Музыкальное наследие Самары»

 

 

 

 

Мстислав Ростропович.

Самарские страницы биографии .

 

 

 

                                                                    

Выполнил :

Балабанов Василий,

ученик 1 класса

МБОУ ДОД  ДШИ №6

 

 

 

Руководитель:

Пиганова Оксана Владимировна,

педагог  вокала.

 

Самара 2014.

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………..……………..…3

Глава  I . Мстислав Ростропович — один из крупнейших музыкантов XX века....................................................................................................................5

1.1.         Биографические сведения  о М.Л.Ростроповиче……………………….5 

1.2.         Мастерство  во всех ипостасях……………………….….………..……10

Глава II. Мстислав Ростропович: самарские эпизоды…………………….…13

2.1. "Видения Иоанна Грозного" – легенда  оперной сцены Самары………13

2.2. Движение из прошлого в будущее…………………………………..……16

Заключение…………………………………………..…………………………19

Список использованной литературы…………..…..…………………............20

Приложения………………………………………….……………..……….…..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Величие искусства яснее всего проявляется в музыке".

Иоганн Вольфганг Гёте

 

Введение.

Имя Мстислава Леопольдовича Ростроповича неразрывно связано с историей культурной жизни Куйбышева-Самары. Лично для меня личность Мстислава Леопольдовича была не очень известна, кроме как известный виолончелист.

Но однажды я стал невольным свидетелем разговора моей мамы с ее сокурсницей С.В. Шмаковой, педагогом нашей школы искусств, в котором они вспоминали М.Ростроповича во  время его работы в Самаре над постановкой оперы С. Слонимского "Видения Иоанна Грозного".  И мне стало интересно узнать о М.Ростроповиче   как можно больше, о том, как он работал в нашем городе. Его деятельность – и исполнительская, и педагогическая, и дирижерская – это проявления его выдающейся личности.  То, что он оставил нам, и как исполнитель, и как музыкально-общественный деятель – не вмещается в рамки деятельности одного человека. Это было свойственно только масштабной личности Ростроповича, который обладал невероятной энергией и совершенно гениальной одаренностью. Так, как он слышал, – никто не слышал, столько, сколько он видел – никто не видел.

У Ростроповича всегда в запасе были какие-то очень яркие, точные, образные примеры, связанные с исполняемой музыкой. Некоторые из них он употреблял часто, а были такие, которые появлялись спонтанно, и которые можно было услышать только при кропотливой работе в классе. Сидя в потертом зеленом кожаном кресле, поминутно вскакивая к роялю, он сам перевоплощался в композитора и снова создавал его произведение «здесь и сейчас». Он лично был знаком со многими классиками XX века, а о композиторах прошлого говорил так живо и интересно, словно и с ними мог общаться! Не знаю, кто мог бы рассказать столько, сколько Ростропович, человек невероятной эрудиции, завораживающего обаяния, обладающий уникальной музыкальной и образной памятью.

Цель нашего реферата:  изучить социокультурный вклад в развитие г.Самары в ходе анализа исторических фактов деятельности  М.Л.Ростроповича.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Провести анализ литературы в аспекте исследования.

2.Проанализировать изученные источники биографии М.Л.Ростроповича.

3.Выделить исторические факты  в биографии М.Л. Ростроповича о его деятельности в  г. Самаре.

4. Раскрыть  вклад в  культурную жизнь  Самары  М.Л. Ростроповича и продолжение  его традиций в современной Самаре.

Мы думаем, что  наша  работа будет полезна для учащихся на занятиях по музыкальной литературе,  при проведении диспутов,  классных часов  на исторические и культурные темы.

 

 

  


 

 

 

Глава  I . Мстислав Ростропович — один из крупнейших музыкантов XX века.

1.1. Биографические сведения  о М.Л.Ростроповиче 

(27.03.1927–27.04.2007)

27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем. Стремление дать детям лучшее образование побудило отца переехать в Москву.

Музыкальное дарование мальчика становилось все более очевидным. В первых выступлениях Слава исполнял на рояле свои маленькие пьески. К виолончели его потянуло в возрасте восьми-девяти лет. Незадолго до войны отец настоял, чтобы Слава, увлекавшийся сочинением музыки, приступил к систематическому композиторскому образованию. Для этого выбрали музыкальное училище при Московской консерватории, класс опытного педагога Е. Месснера, который смог быстро привить юному ученику начальные навыки композиторского профессионализма.

Во время войны Ростроповичи переехали в Оренбург. 31 июля 1942 года Леопольд Витольдович Ростропович в полном сознании, чувствуя, что умирает, сказал склонившимся над ним жене и детям о своей предсмертной воле: виолончель и рояль, как ни будет трудно, не продавать, а Славе учиться у Семена Козолупова. Только после окончания войны Ростропович смог поступить в Московскую консерваторию, которую блестяще закончил в 1946 году. Его имя было занесено на мраморную Доску Почета.

 «Необычайные качества музыкального и исполнительского дарования Ростроповича обращают на себя внимание его учителей. — пишет Л.Н. Раабен. — Их поражает исключительная легкость, с которой он преодолевает любые технические трудности. Пятую сюиту Баха для виолончели соло, по словам С. Козолупова, он выучил в полтора месяца, виолончельный концерт Мясковского — за 3 недели. Способность в кратчайший срок, буквально за несколько дней, овладеть произведением предельной трудности остается и дальше отличительной стороной дарования Ростроповича.

 Вторая черта исполнительского облика Ростроповича, также ярко выявившаяся уже в студенческие годы, — универсализм музыкальных интересов, соединенных с поразительным чутьем каждого стиля, от Баха до современных композиторов включительно».

Первым для Ростроповича стал конкурс, устроенный на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. На конкурсе Ростропович занял первое место, и газета «Млада фронта» назвала его «сенсацией соревнования». Вместе с ленинградским виолончелистом Д. Шафраном он участвовал в 1949 году в конкурсе на фестивале молодежи и студентов в Будапеште. Вновь первая премия, разделенная с Д. Шафраном, который с тех пор надолго стал достойным соперником Ростроповича.

Его имя стало известным, его наперебой приглашали выступать. В двадцать три года добившись известности на концертной эстраде, он больше не участвовал в конкурсах.

           К началу 1950-х годов материальное положение Ростроповича упрочилось. Концерты приносили доход, вполне достаточный для того скромного существования, к которому он привык. В семье не было страсти к дорогим вещам, нарядной одежде, изысканной еде. Как и при жизни отца, двери дома Ростроповичей были широко открыты для многочисленных гостей. На диване часто ночевали друзья, приезжавшие из разных городов.
         Рано созревший Слава был влюбчив. Унаследовав от отца богатое воображение, великодушие и причудливую аритмию характера, он нуждался в женском обществе, но понимал, что не может считать себя неотразимым

Мысли о семейном очаге появились у него к середине 1950-х годов, когда он твердо уверовал, что стал хозяином своей судьбы. Дружба с Прокофьевым, помимо многих творческих открытий, убедила его также в том, как нужна творцу семейная опора. Имел значение и пример родительской любви, возвышавшейся над всем преходящим. В 1955 году Ростроповичу исполнилось двадцать восемь лет, он уже сделал в жизни так много, что считал себя зрелым человеком, психологически готовым к браку, к семейным узам.
           Думая о браке, он не стремился, подобно отцу, к сочетанию противоположностей. Ему требовалось все: и внешняя привлекательность, и ум, и талант. Отсюда его дружба с Майей Плисецкой, Зарой Долухановой, Аллой Шелест.
        Галина Вишневская появилась на его горизонте весной 1955 года. Их близкое знакомство произошло в Праге. Обратив внимание на Вишневскую, Слава сел за трапезой с ней рядом, оттеснив ее коллегу и спутника, и полностью завладел ее вниманием, как он это умел делать, когда хотел. Эта женщина понравилась ему сразу естественной прямолинейностью, эмоциональной притягательностью. Не имело значения то, что он не знал ничего о ее прошлом, не видел ее на сцене, - это можно было назвать любовью с первого взгляда, и он сразу решил, что она станет его женой. В 1956 году у них родилась дочь Ольга. Ростропович чувствовал себя счастливым отцом, ребенка обожал, помогал пеленать, купать, из зарубежных поездок привозил диковинные питательные смеси.
         В 1960-е годы Ростропович вступил в пору своего расцвета. Он много концертирует, становится мощным катализатором для творчества других композиторов, воспитывает молодую виолончельную смену.
       Успех и резонанс концертов Ростроповича в 1960-е годы нарастали стремительно и повсеместно. Рецензии на его концерты появлялись во многих номерах журнала «Советская музыка», и всегда хвалебные.
          В 1964 году за выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства Ростропович был удостоен Ленинской премии. Во время выдвижения его кандидатуры Шостакович писал: «Я не могу не восхищаться его небывалой одаренностью, энтузиазмом, широтой художественной, артистической и человеческой. Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося ученого, или собирателя, или поэта... Слушая его игру, мы знакомимся с интереснейшей и глубокой личностью, с художником, раскрывающим перед нами поистине беспредельный мир».
        Казалось, судьба Ростроповича складывается вполне благополучно. Ему сопутствовал успех, он не был обделен наградами. Но скоро Ростропович почувствовал, что его личная свобода достаточно ограничена. После того как в начале 1970-х годов он приютил у себя известного писателя А. Солженицына, отношение властей к нему резко изменилось.

Позднее музыкант скажет: «Именно ей, Галине Вишневской, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы, и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке... Галина Вишневская в это время своей решительностью спасла меня».
        26 мая Галина, Ирина Шостакович и несколько близких учеников и друзей проводили Ростроповича в аэропорт. Хотя Ростропович и Вишневская официально не считались изгнанными из страны, их имена в советских средствах массовой информации не упоминались.

Контакт с Вашингтонским симфоническим оркестром, называвшимся Национальным симфоническим оркестром США, наладился, и вскоре Ростроповичу предложили место его художественного руководителя.
       Ростропович задал оркестру невиданный творческий темп: за сезон давалось около двухсот концертов и, кроме того, — музыкально-образовательные концерты для сорока тысяч учащихся, отдельные программы для музыкально одаренных школьников, для слушателей из национальных меньшинств, несколько циклов лекций-концертов.
          Семья прочно обживалась за границей. Как развивалась в это время творческая деятельность Ростроповича?

Гастроли Ростроповича охватывают многие страны, за исключением СССР и всего блока зависимых от него государств Восточной Европы.
     В его честь в Вашингтоне состоялся Первый всемирный конгресс виолончелистов. Ростроповича назвали «музыкантом года», и президент США Р. Рейган, вручая ему в Белом доме медаль Свободы, сказал: «Президент США — я, но слава Америки — это Ростропович». Английская королева посвятила его в Рыцари Ордена Британской империи, Франция наградила орденом Почетного легиона, Германия — Офицерским крестом за заслуги.
       В начале 1989 года была достигнута договоренность о гастролях в Москве и Ленинграде Вашингтонского оркестра под управлением Ростроповича.
  Впоследствии Ростропович привез на гастроли в Россию Национальный симфонический оркестр США, который под его управлением давал концерты на Красной площади и в храме Христа Спасителя.
      Он мужественно боролся с болезнью, которая настигла его еще в мае 2006-го. То, что случилось тогда с Мстиславом Леопольдовичем, по словам его младшей дочери, было для него самого настоящим шоком. «Ведь до недавнего времени отец ничем не болел, он вообще до 78 лет никогда не обращался к врачам, – рассказывала Елена. - И ни разу в жизни не отменил ни одного своего выступления». Надо же было так случиться, что болезнь обрушилась на музыканта именно в год 100-летия Шостаковича, потребовавший от маэстро сверхчеловеческих сил. Между тем он выполнил почти все запланированные контракты, связанные с юбилеем великого композитора. Отменил лишь фестиваль в США, зато провел симфонические концерты из произведений Шостаковича в Японии в самом конце 2006 года. Успел вместе с Галиной Вишневской открыть Музей-квартиру Дмитрия Шостаковича в Санкт-Петербурге. Дал свои последние мастер-классы в Воронеже, городе отца и деда Ростроповичей..

        Россия хоронила своего великого сына, словно отказываясь верить в происходящее, страстно желая духовного продолжения «эпохи Ростроповича» в жизни реальной, не только вечной...

 «Ростропович – новое, уникальное явление в музыкальной культуре... Он не похож ни на кого на Олимпе гениев искусства»... Так говорили о нем после похорон и еще будут говорить.

           1.2.  Мастерство  во всех ипостасях.

Известно, что талантливые люди талантливы во многом. Говоря о Мстиславе Леопольдовиче Ростроповиче, безусловно, мы говорим о человеке разностороннейших талантов, разнообразных интересов, и совершенно непостижимых знаний, сохранявшихся в его необъятной памяти.

 М. Ростропович поразительный во всех проявлениях, ни на кого не похожий, человек-музыкант-гений. Если мы вспомним обо всем, что он сделал для русской культуры, – будет огромная  кладовая!

     Игра на виолончели органически сочетает взрывные эмоции с лирическим умиротворением, творчество на дирижерской стезе не может не восхищать, а кипучая организаторская деятельность остается в памяти любителей музыки примером жизненного подвига.

     Как педагог он давал  не просто занятия, это было общение, общение с великим артистом, где каждый человек любой специальности мог для себя очень много получить. Тем более, что он очень много рассказывал попутно о своем общении с великими композиторами, что тоже для нас было очень интересно. Он погружал нас в мировоззрение этого композитора, обрисовывал его характер.

       Он не терпел распущенности, разгильдяйства, человеческой слабости. Поэтому он всегда отдавал должное сильным людям. Когда исполнение студентов было пассивным, ему становилось грустно. Он начинал смотреть в окно: «А у меня на даче крышу кроят, а дождь течет, мне надо на дачу». Или начинал возмущаться и говорить: «Слушай, ты вообще счастливый человек, ты в одной рубашке можешь десять концертов сыграть и не испачкать ее».
Ученики Ростроповича работают по всему миру. Это была Школа восприятия жизни, широкий взгляд на все. Для них он был каким-то локомотивом, который тянул всех к высотам профессионального мастерства.

     Ростропович был равновеликой фигурой и как общественный деятель. Он говорил нам, своим ученикам, о своем видении политики, жизни нашей страны, мировых проблем, и всегда высказывал личную точку зрения, которая резко отличалась от официальной. Но, как время показало, именно эта точка зрения и была совершенно правильной, и он не боялся ее высказывать.

  Беды родной страны его волновали, вызывали сочувствие, что особенно проявилось после постигшего Армению землетрясения с человеческими жертвами. Тут же без рассуждений и оглядки Ростропович бросился на помощь. Отложив отъезд из Англии в Индию, он организовал в Лондоне благотворительный концерт, на котором играл сам, а Вишневская пела романсы Чайковского.

 В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство. Установив в парижской квартире спутниковую антенну, чтобы смотреть телепередачи из Москвы, он утром 19 августа 1991 года узнал об антиправительственном путче в СССР и сразу решил ехать в Москву. Жену и детей предупреждать не стал — в час дня он был уже в самолете. Виолончель с собой не взял: не до игры было в Москве, да и не знал, как развернутся события, останется ли в живых. Запомнилось интеллигентное, слегка растерянное лицо Ростроповича, когда его показывали по телевизору во время августовского путча 1991 года, сидящим в фойе Белого дома с автоматом Калашникова в руках. Он провел в Белом доме без малого трое суток, и когда напряжение спало, возвратился к своим делам, концертам, к семье с мыслью, что должен помогать России более активно, реально, быстро.

Во всем, что Ростропович творит, – он неповторим!

Глава 2. Мстислав Ростропович: самарские эпизоды

2.1. "Видения Иоанна Грозного" – легенда  оперной сцены Самары.

        Не иначе как быть Самаре если не третьим Римом, то третьей столицей России! Столицей космической и  музыкальной, столицей мировых премьер. Кто же не помнит, что именно в Самаре, куда в трагические дни Великой Отечественной войны с фашизмом были эвакуированы ведущие промышленные предприятия страны и Большой театр, 5 марта 1942 года впервые прозвучала на весь мир Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Эта музыка была исполнена оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда, а вступительное слово произнес сам Дмитрий Дмитриевич, живший тогда в Самаре на улице Фрунзе…

      В течение многих лет, вплоть до отъезда за рубеж в 1973 году, Мстислав Леопольдович Ростропович регулярно  выступал в Самаре и Тольятти с сольными и симфоническими концертами. Именно в Самаре прошли премьерные спектакли опер « Виринея» и «Гамлет», первое в мире сценическое воплощение оперы «Мария Стюарт» С.Слонимского. 400-летию Самары была посвящена композитором « Самарская симфония» и исполнена в областной филармонии. (1.С.8)

   Перед отъездом из СССР М. Ростропович дважды побывал с концертами в Куйбышеве, теперь Самаре, причем один раз это был семейный вечер: играли  и обе его  дочери. Можно ли надеяться, что это когда-нибудь повторится?

      Нужно было прожить почти четверть века после далекого 1973 года, чтобы на сцене Самарской филармонии снова увидеть и услышать Мстислава Ростроповича. Впрочем, это были уже не та сцена и не то здание - прежнего "Олимпа" давно нет. Но в памяти до мельчайших деталей запечатлелась, как будто это было только вчера, атмосфера того необыкновенного вечера: переполненный, буквально наэлектризованный зал, а на сцене Ростропович, играющий в сопровождении местного симфонического оркестра "Вариации на тему рококо" П.Чайковского. Это было соприкосновение с вершинным исполнительским мастерством, что случается нечасто.

 

 

    И в канун своего 70-летия на единственном данном им в Самаре концерте 7 сентября 1996 года открылся филармонический сезон, Ростропович сыграл виолончельный концерт Гайдна и, конечно же, "Вариации на тему рококо".

        Один маленький штрих: после утомительного перелета до Самары, проведенных в тот же день пресс-конференции и репетиции маэстро, покидая сцену, мимоходом произнес: "Ну все, пойду заниматься". С этого начинается и этим заканчивается каждый его день. На следующее утро уже в половине восьмого Ростропович снова занимался в филармонии, выкроив несколько часов перед отлетом из Самары.

    Во второй половине 1990-х годов Самара вновь оказалась в сфере творческих интересов маэстро: под его художественным руководством здесь готовилась и в 1999 году была осуществлена мировая премьера оперы С. Слонимского "Видения Иоанна Грозного".

"Видения Иоанна Грозного"

В мае 1998 года Мстислав Ростропович вновь приехал Самару. С точки зрения "протокола" все обстояло достаточно обыденно: в процессе работы над постановкой "Видений…", которую Ростропович готовился осуществить в Самарском академическом театре оперы и балета в качестве художественного руководителя и главного дирижера, ему было необходимо провести "смотр" творческих сил коллектива. Нужно ли говорить о сомнениях, которые не без основания одолевали многих в связи с предстоящими "смотринами". Однако то, чему стал свидетелем переполненный зал филармонии 26 мая, можно назвать чудом. В этот вечер перед слушателями играл без преувеличения классный оркестр, звучание которого местами было просто безупречным.

      Только три раза накануне концерта коллектив собирался на совместные репетиции, но этого оказалось достаточно, чтобы необыкновенный талант, вдохновение и магия личности маэстро преобразили буквально каждого музыканта. Репетиции Ростроповича незабываемы. Каждый его жест, каждое лаконичное замечание полны огромной энергетики. Не пропуская ошибок, Ростропович немедленно реагирует на любую удачу, тут же подбадривает отличившегося музыканта. Для маэстро виолончелисты - "братья по смычку", весь оркестр - "дорогие коллеги".

       "Я так уважаю, люблю моих коллег, когда они правильно играют эти восьмушки", - ласково произносит Ростропович, после чего восьмушки, наконец, звучат так, как нужно. Упоение музыкой, юношеский азарт, удовольствие от самого процесса творчества передались музыкантам. Из отдельных кирпичиков постепенно сложилось единое целое. Буквально на глазах слушателей звучание оркестра начало обретать нужный тонус, обогатилась палитра выразительных средств, возникли редкостные акценты, динамические оттенки.

       Мировая премьера оперы "Видения Иоанна Грозного" состоялась в феврале 1999 года. В "Видениях…" труппа провинциального самарского театра продемонстрировала подлинно европейский исполнительский уровень. Прекрасно играл ведомый Ростроповичем оркестр. Что касается постановочной группы "Иоанна Грозного" - режиссера Роберта Стуруа и художника Георгия Алекси-Месхишвили, то это команда единомышленников. В премьерном спектакле в заглавной партии успешно выступил молодой солист самарской оперы Андрей Антонов. С самой лучшей стороны показали себя практически все занятые в спектакле исполнители.

Нити воспоминаний

   "Помню все, что связано с вашим городом, где довелось бывать неоднократно. К Самаре у меня отношение особое. В свой первый приезд я играл в Доме офицеров. В зале было темно, и откуда-то доносилась довольно громкая танцевальная музыка. Темнота привлекала в зал танцующих, которым было явно не до меня... В Куйбышеве я играл и с Проваторовым, чрезвычайно уважаемым мною музыкантом.

      В моей памяти остались воспоминания о волжском турне 1972 года. Это была моя последняя гастрольная поездка по стране в преддверии изгнания из России. Мы были вместе с Галиной Вишневской. Я ехал с Ульяновским симфоническим оркестром и хором. Именно в Ульяновске мы репетировали и дали первый концерт. Кстати, именно в Куйбышеве я получил последнюю в моей жизни грамоту от партийных властей.

     Ну а в 1999 году именно здесь я поставил оперу "Видения Иоанна Грозного" Слонимского. Я сделал эту оперу с любовью. Считаю, что это замечательное произведение. Те, кто участвовал в создании спектакля, вложили в работу весь свой талант".

      Летом 2004 года Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вновь побывали в Самаре. В нашем городе завершилось волжское турне, в продолжение которого выдающиеся музыканты познакомили жителей Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани и Самары со своими воспитанниками и учениками - стипендиатами Регионального общественного фонда Мстислава Ростроповича и Школы оперного пения Галины Вишневской.

2.2. Движение из прошлого в будущее.

    Ежегодно по инициативе Художественного руководителя-директора Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева и Правительства Самарской области в Самаре проходит Фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». 

 

   «В последние годы Ростропович редко выступал в России, – отмечает Валерий Гергиев. – Но именно в Самаре он сделал большую работу – мировую премьеру «Видения Иоанна Грозного» Слонимского. Ему нравилось там работать, и мы решили, что именно в Самаре стоит затеять акцию, которая бы напомнила, сколько этот музыкант сделал для России».  

 

       Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» – это фестиваль-приношение, фестиваль-обращение к великому музыканту, которого знали и любили в старинном русском городе Самаре.
           За пять лет его проведения, в Фестивале приняли участие многие звезды мировой величины: Симфонический оркестр Мариинского театра, Страдивари-ансамбль, Брасс-ансамбль и хор Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, скрипачка Анне-Софи Муттер, альтист Юрий Башмет, виолончелистка Татьяна Васильева, пианист и дирижер Игнат Солженицын, тенор Саймон О’Нил, солисты Мариинского театра – Ольга Бородина, Анастасия Калагина, Ольга Сергеева, Сергей Романов, Александр Тимченко, Злата Булычева, Татьяна Кравцова, Елена Витман. В числе почетных гостей форума – Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Наталья Солженицына. 
       Первые два Фестиваля состоялись на сцене Самарской государственной филармонии, третий прошел в Самарском академическом театре оперы и балета, открывшемся при поддержке Валерия Гергиева после масштабной реконструкции (2010 год). Зал обновленного театра тогда не смог вместить всех желающих присутствовать на концерте-открытии, но благодаря специально установленным на здании огромным экранам, люди смогли увидеть прямую трансляцию из зала. С тех пор Самарский академический театр оперы и балета (Самара, пл. Куйбышева, 1) является "домом" для Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу».

Кроме того, в прошлом году в рамках юбилейного Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» глава самарского региона Николай Меркушкин и художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Документ официально закрепил давние творческие и деловые связи - соглашение предусматривает совместную организацию и постановку спектаклей, выступлений симфонического оркестра как на сцене Самарского академического театра оперы и балета, так и в Мариинском театре, а также "обмен" солистами театров. 

 

Заключение.

      Мастера искусств с мировым именем не просто приезжают в Самару на мимолетную  гастроль в провинции. Они здесь работают вместе с нашими творческим коллективами, участвуют в первых сценических воплощениях, первых исполнениях своих новых произведений. Теперь уже совершенно невозможно представить творческую историю и культуру Самарской области  без имен и многолетнего вклада в формирование духовного облика нашего края С. Слонимского, М. Ростроповича и других.

      Постановки    некоторых их опер и балетов в академическом театре оперы и балета, премьерные исполнения новых академическим симфоническим оркестром филармонии, участие в различных фестивалях, встречи со студенчеством и музыкальной общественностью, веское, аргументированное слово в обсуждении острых проблем музыкального развития области, замечательные кадровые рекомендации и советы – все это стало бесценным достоянием истории культуры региона .

      Цель достигнута, мы изучили не только биографию мастера, но его вклад в самарскую культуру. В мою жизнь, как и в жизнь людей среднего и старшего поколения, Ростропович  вошел огромным музыкантом!

 

Список литературы.

  1. «Автографы» под ред. С. Хумарьян , издательство РИФ «НИКА», 1998.
    1. Владимир Шахиджанян  "Советую, рекомендую, жду. Заходите!"
    2. Самарские известия . 2007г, от22.11.13. №214.
    3. Официальный сайт Мстислава Леопольдовича Ростропович
    4. Т.Н. ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда. Часть 1

 

 

 

 

Приложение.

Фото разных лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« К списку образовательных учреждений